Представители НКО и правозащитники заявляют об угрозе для благонамеренных организаций в случае принятия в нынешнем виде законопроектов, касающихся статуса иностранных агентов, и просят отложить и пересмотреть их.
Речь идет, в частности, о возможном расширении критериев «иностранных источников финансирования», о штрафах за уклонение от получения статуса иноагента, и за публикацию сведений об иностранных агентах без упоминания этого статуса.
Представители социально ориентированных НКО приняли участие в слушаниях по пакету законопроектов о поправках, проведенных Общественной палатой России 15 декабря.
«Все они говорили о том, что при таком расплывчатом определении политической деятельности и дополненном законодателями определении иностранных источников любая НКО сегодня может легко быть признана иностранным агентом. Вывод, который очевиден – определение политической деятельности надо уточнять. Без этого никуда не сдвинуться….», – рассказала председатель комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.
«Поправки в этом виде заводят НКО в тупик и препятствуют развитию сектора в целом», — подчеркнула директор БФ «Старость в радость» Елизавета Олескина. По ее словам, политической деятельностью смогут посчитать любое участие НКО в работе с органами власти, включая работу в общественных и попечительских советах.
По сути, политической деятельностью занимаются все успешные социально ориентированные НКО, отметила член Центрального штаба ОНФ, учредитель БФ «Вера» Анна Федермессер.
«Не исключаю, что и Общероссийский народный фронт может оказаться пострадавшим в результате принятия такого закона, потому что опосредованно иностранные средства есть у огромного количества компаний, которые переводили деньги во время пандемии в том числе и в ОНФ», — заявила она
Ранее о необходимости доработки новых поправок об иноагентах заявили члены президентского совета по правам человека (СПЧ) во врем встречи с Владимиром Путиным 10 декабря. Тогда глава государства согласился с необходимостью еще раз проверить спорные законопроекты. «Нет желания «хватать и не пущать», но есть желание оградить себя от вмешательства», – подчеркнул президент.
Закон, уточняющий определение «политической деятельности» для некоммерческих организаций, был принят в 2016 году после оживленной дискуссии, вызванной обеспокоенностью ряда НКО. В результате в него была внесена поправка, согласно которой «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность».