Принятый Думой и направленный в Совет Федерации законопроект об отказе в социальном обслуживании на дому и в полустационаре людям с рядом тяжелых и опасных болезней нарушает их права, заявили в Центре лечебной педагогики «Особое детство» (ЦЛП).
Общественные организации и родители детей и взрослых с нарушениями развития ранее протестовали против закрепленной сейчас Минздравом возможности отказа по медицинским показаниям в стационарном соцобслуживании. Теперь социального обслуживания лишают и тех тяжелобольных, кто живет дома, отмечает координатор правовой группы ЦЛП Ирина Ларикова.
По ее словам, предложенные нормы затрагивают в первую очередь не пациентов с опасными инфекциями, которые во время обострения обычно находятся в больницах, а остро нуждающихся в социальном обслуживании людей с серьезными соматическими и психическими расстройствами, от которых человек может не выздороветь никогда.
«Глубоко убеждены: медицинских противопоказаний для любой формы социального обслуживания быть не может!.. Возникает абсурдная ситуация: граждане наиболее уязвимых категорий лишаются возможности получать социальные услуги в нестационарной форме. Но они не смогут получить социальные услуги и в стационарной форме – для этого уже существуют противопоказания», – пояснила эксперт.
По словам Ирины Лариковой, без обсуждения остались предложения по решению проблемы, отвечающие соображениям гуманности и целесообразности.
Что предлагают в ЦЛП?
1.Необходима специальная подготовка (обучение) сотрудников организаций социального обслуживания для работы с отдельными категориями граждан, в том числе с психическими расстройствами. Возможно создание специализированных организаций социального обслуживания (или их подразделений) для работы с такими получателями.
2.Кроме того, необходимы меры по повышению кадровой и материально-технической оснащенности организаций социального обслуживания, оказывающих услуги таким получателям, с тем чтобы обеспечить безопасность сотрудников и предоставить им дополнительные меры социальной поддержки и иные гарантии.
3.Необходимы также и системные меры по повышению доступности нестационарного социального обслуживания для таких граждан, в том числе граждан с психическими расстройствами, включая разработку стандартов необходимых для них услуг, порядок оказания им социальных услуг, развитие сети соответствующих организаций социального обслуживания.
«Если перечень заболеваний к этому законопроекту будет таким же, как принятый в 2015 году и ограничивающий обслуживание людей в социальных стационарах, это может привести к тому, что люди в беспомощном состоянии не смогут получать социальные услуги. Куда деваться человеку, который не может получать социальные услуги в стационаре, полустационаре и дома?» – заявила ранее «Коммерсанту» председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко.
«Авторы законопроекта предлагают передавать информацию об «опасных пациентах» в организации здравоохранения, но о том, как медики должны помогать таким пациентам, в документе ничего не говорится, – подчеркнула директор БФ «Старость в радость» Елизавета Олескина. – Кто и как подхватит такого человека, будет обеспечивать уход за ним, оказывать необходимую помощь, а когда острое состояние купируется, своевременно передаст его социальным службам? В документе об этом не сказано. Практика показывает, что в подобных конструкциях люди просто «проваливаются» между ведомствами. В лучшем случае, если им хватает сил, сами как-то пытаются получить помощь. Обычно это ложится на плечи родственников».
Ранее в движении «Право на уход» призвали россиян обращаться в Совет Федерации и к президенту, требуя отклонить законопроект. Депутаты Госдумы Екатерина Стенякина и председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ) Михаил Терентьев обратились к вице-премьеру Татьяне Голиковой с просьбой поручить Минздраву оперативно составить такие перечни медицинских противопоказаний для соцобслуживания на дому и в полустационаре, которые отличались бы от списка противопоказаний для стационарного соцобслуживания и не оставляли бы без помощи тяжелобольных людей.