Москва. 08.06.2015. Дети с особенностями развития, не принятые на отдых в подмосковные лагеря «Заря» и «Ракета», не требуют адаптированной среды или специального питания, сообщила Яна Белова (в 2010-2013 годах — координатор службы добровольцев «Милосердие» по помощи в интернатах (ПНИ, ДДИ) и других учреждениях).
Дети, которых везли на летний отдых, самостоятельно ходят, едят, понимают обращенную речь, большая часть из них говорит, они имеют какие-то социальные навыки, сказала Яна Белова. С ними все время пребывания были бы их педагоги (один воспитатель на 4-5 детей).
«Никакой адаптированной среды, специального питания, особой программы от лагерей не ждали и не требовали, — уверена Яна Белова. — Невероятно обидно, что из 500 детей одного интерната отобрали 13 (самых адаптированных), и те пришлись не ко двору. Мы все говорим про закрытость учреждений такого типа и т.д., но вот дети выехали, и каков результат? Так стыдно. Обидно, что кто-то из директоров ДДИ впервые решился отправить детей на отдых, мы им рассказывали, как это важно, как нужно вывозить детей, а они получили такое яркое подтверждение их установки «мы же говорили, что наши дети в большом мире никому не нужны»».
По вопросу о необязательности адаптированной среды для отдыха детей из интернатов после беседы с представителем Департамента соцзащиты города Москвы с Яной Беловой оказалась единодушна директор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. У себя в блоге в Facebook она написала, что нужно различать инклюзию в образовании, которая и правда требует очень большого объема специальных действий, и инклюзию «в жизни».
«Нам кажется, что просто нахождение особого ребенка рядом с людьми нормы требует чуть ли не выездной бригады скорой психиатрической и дефектолога рядом, и с этим кортежем он должен передвигаться всюду. А если в парк погулять? С тьютором и, видимо, в наморднике. Но жить — это не тоже самое, что учиться. Лагерь — не то же самое, что школа», — пишет Альшанская.
«Надо, в общем-то, признать, что у людей с особенностями есть те же права ходить по улицам, есть в кафе, ходить в кино, отдыхать летом в лагере, что и у каждого из нас. И да, они безусловно могут доставлять некоторое беспокойство, как, например, маленькие дети, которых мы учимся терпеть с детства, и тут надо так же учиться принимать некоторые отличия как данность. Конечно, при этом надо выстраивать систему тьюторов, наставников, инклюзивных детских садов и школ (в смысле что все детские сады и школы должны быть инклюзивными).
Но если при этом дети из интерната будут сидеть каждое лето взаперти в своих четырех стенах, все свое детство, в ожидании, когда появится нужное количество инклюзивных лагерей, этого никогда не случится. Лагеря начнут задумываться над подготовкой к работе с такими детьми или над тем, чтобы у них пандусы были хотя бы на входе, только тогда, когда у них массово появятся такие клиенты, не наоборот», — уверена директор фонда.
Напомним, что 5 июня 48 детей из четырех детских домов-интернатов для инвалидов Москвы не пустили в детские подмосковные лагеря «Ракета» и «Заря». Часть детей затем приняли в лагере «Пламя», остальным Департамент соцзащиты города Москвы подыскивает другие места для летнего отдыха. Путевки были приобретены по тендеру за госсчет, администрация лагерей не могла не знать о характере выставленного на тендер заказа, у каждого ребенка было медицинское заключение о том, что ребенок может находится в детских оздоровительных учреждениях, противопоказаний нет.