Больше половины родителей российских школьников в принципе готовы к тому, чтобы в одном классе с их детьми учились школьники с особенностями, но чаще всего переживают из-за того, удастся ли организовать в таком случае успешный учебный процесс. Не хотели бы видеть детей с нарушениями рядом со своими детьми 39% родителей – такие результаты дал опрос, проведенный проектами Леди Mail.ru, Дети Mail.ru и Добро Mail.ru.
«Родители обычных школьников смотрят на совместное обучение в школах их детей и ребят с особенностями развития неоднозначно — 20% не могут пойти на это, так как раньше не сталкивались с инклюзивным образованием, 19% уверены, что так пострадает качество образования их ребенка. Нашлись и те родители, кто положительно смотрит на такую возможность. У 16% есть положительный опыт совместного обучения, 45% готовы попробовать, но переживают, как это будет организовано», – рассказали организаторы исследования.
По их словам, из родителей детей с особенностями, также принявших участие в опросе, более половины (53%) говорят, что доступ к школьному образованию для них ограничен, и сообщают о различных сложностях. Однако, 23% отмечают, что школа готова их принять, в штате есть логопеды, дефектологи и тьютор.
«Еще у 10% в школе реализуется программа инклюзивного образования. Но остальные участники опроса все же недовольны текущим состоянием инклюзивного школьного образования. Треть семей (34%) встретили в школах дружелюбно, но в учреждениях нет необходимых специалистов и зоны сенсорной разгрузки. Столько же (34%) признались, что школы их не готовы к обучению их детей совсем — ни морально, ни инфраструктурно», – отметили в Добро Mail.ru.
По словам сотрудников проекта, семьи с особыми детьми отмечают важность инклюзивного образования, возможности его получения и социализации своих детей.
«Говорить о том, что родители нормотипичных детей боятся инклюзии и не хотят ее — неверно, – прокомментировала результаты опроса президент благотворительной организации «Журавлик» Ольга Журавская. – Разумеется, все родители не хотят инклюзии, которая будет происходить без учета интересов каждой группы детей или без специально обученных специалистов по инклюзии.
Однако в тех школах, где инклюзивная модель внедрена и применяется, отношение к особенному ребёнку как к индивидуальности распространяется на весь коллектив. Школы, которые применяют инклюзивные модели, реже сталкиваются со школьной травлей/ буллингом и применяют методики, позволяющие мониторить уровень социального напряжения в школе и быстрее реагировать на проблемы коммуникаций как между детьми, так и между специалистами и родителями».
Опрос проводился с 14 по 26 августа 2020 года среди 9 229 пользователей проектов Леди Mail.ru, Дети Mail.ru и Добро Mail.ru.