Российские ученые сообщили об успешном эксперименте по лечению злокачественных опухолей у домашних кошек и собак при помощи бор-нейтронозахватной терапии.
Как действует бор-нейтронозахватная терапия
Бор-нейтронозахватная терапия (БНЗТ) — методика избирательного уничтожения клеток злокачественных опухолей путем накопления в них изотопа бор-10 и последующего облучения пучком нейтронов. При взаимодействии бора и нейтрона происходит ядерная реакция, в которой рождаются частицы с высокой энергией (альфа-частица и атомное ядро лития). Они перемещаются на короткие расстояния (5-9 мкм, что сопоставимо с диаметром клетки млекопитающего) и наносят смертельные повреждения опухолевым клеткам, не затрагивая при этом здоровые.
Источник: ИЯФ им.Будкера СО РАН
«Был отмечен регресс опухолей и улучшение общего состояния животных. Это первое в мире исследование in vivo на крупных млекопитающих с использованием подобного ускорителя, которое является серьезным шагом к клиническим испытаниям на людях», – заявили в Институте ядерной физики (ИЯФ) имени Г. И. Будкера Сибирского отделения РАН, проводившем опыты совместно с Новосибирским государственным университетом.
По словам ученых, в ходе экспериментов удалось вылечить от рака 15 кошек и собак. Процедура продолжалась примерно два часа, поэтому животным давали снотворное. Для опытов использовались животные, у которых злокачественные опухоли развились сами, а не были привиты искусственно.
«У одной собаки на морде была такая большая опухоль, что «съела» все контрастное вещество на КТ. После облучения на морде практически ничего не осталось. Собаке снова сделали КТ с контрастом и обнаружили четыре метастаза в легких. Облучили повторно. Сейчас собака жива и здорова», – рассказал научный сотрудник ИЯФ СО РАН Дмитрий Касатов.
Теперь исследователи могут заняться систематическим лечением животных. «До нас лучевого воздействия на опухоли у собак и кошек никто в регионе не проводил. Мы пионеры в этой области, по крайней мере за Уралом. Нам поступает масса запросов на предмет оказания такого рода помощи, таков неожиданный «побочный эффект» эксперимента. Думаю, это направление будет развиваться в ближайшем будущем», – заявил заведующий Лабораторией ядерной и инновационной медицины физического факультета НГУ Владимир Каныгин.