Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) опубликовал рекомендации по соблюдению прав человека в психоневрологических интернатах (ПНИ) и созданию альтернативных форм жизнеустройства людей с психофизическими и ментальными нарушениями».
Документ разработан по итогам заседания, проведенного в СПЧ 24 июня 2019 г., и содержит ряд важнейших формулировок, ставших результатом длительной согласованной работы экспертов профильных НКО. Его основной смысл – обоснование необходимости коренной реформы системы ПНИ и организации сопровождаемого проживания, и фиксация основных положений, необходимых для реализации таких мер.
В числе основных нарушений прав человека в системе ПНИ отмечаются: лишение неспособных к полностью самостоятельному проживанию инвалидов мер соцзащиты, направленных на их интеграцию в жизнь общества; лишение многих подопечных интернатов реабилитационных услуг; нарушение санитарно-гигиенических требований в значительной части ПНИ; отсутствие личного пространства; отсутствие доступной среды, и др. Конфликт интересов, возникающий из-за совмещения интернатом функций опекуна и поставщика услуг, лишает живущих там людей возможности адекватной защиты своих прав.
«Как следует из результатов массовых проверок ПНИ, проведенных по распоряжению заместителя Председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой, проживающие там люди живут порой в невыносимых условиях…
Также зафиксированы такие особенности организации условий жизни в интернатах, которые не позволяют человеку, живущему в них, реализовать право на частную жизнь и человеческое достоинство», – заявили авторы документа.
«Главная проблема всех ПНИ заключается в практически закрытом режиме самих интернатов, полной изоляции и, в результате, тотальном нарушении прав проживающих там людей, – отмечают в СПЧ. – Закрытость психоневрологических учреждений, похожая на тюремный режим, куда ограничен доступ даже близким родственникам, дает почву для огромного количества мошеннических схем, связанных, например, с присвоением квартир, наследства, денежных средств и иного имущества. Что касается большинства людей, попавших в ПНИ, то обратной дороги назад, в нормальную, обычную жизнь для них нет и у них отсутствует возможность выписки, в стенах интерната они перестают быть личностями, теряют даже собственное имя, т.к. персонал нередко даже не знает, как их зовут.
Результаты общественного мониторинга зафиксировали многочисленные и вопиющие нарушения гражданских и социальных прав человека, проживающих в ПНИ людей,
такие как неправомерное ограничение свободы, нарушение права граждан на личную неприкосновенность, нарушение конституционного права граждан владеть и распоряжаться личным имуществом, лишение права на труд, умаление человеческого достоинства, нарушение прав на лечение только на основе добровольного и информированного согласия, нарушение права получателей социальных услуг на получение социальных и реабилитационных услуг в соответствии с установленными законодательством требованиями».
В соответствии с международными конвенциями, инвалиды не должны быть лишены права выбора места жительства, в том числе, в обычных для других людей условиях, и получения необходимых услуг на дому, указывают правозащитники. Они отмечают, что значительное количество проживающих в психоневрологических стационарных учреждениях и отсутствие у них информации об альтернативных возможностях уже вызвало беспокойство соответствующих структур ООН, оценивавших соблюдение в нашей стране Конвенции о правах инвалидов. В то же время государство планирует потратить 50 млрд руб на строительство новых интернатов.
Наиболее важные рекомендации, вынесенные правозащитниками, касаются перехода к созданию малокомплектных стационарных организаций, не удаленных от крупных городов; скорейшего принятия закона о распределенной опеке, с перечислением важнейших положений, которые должны быть сохранены; закрепления прав нынешних подопечных ПНИ на сопровождаемое проживание и трудоустройство и обеспечения необходимых условий; подготовки инвалидов к сопровождаемому проживанию; создания предусмотренной действующим законодательством службы защиты прав пациентов психиатрических больниц и других структур для защиты прав людей с психическими и ментальными нарушениями, в том числе с участием общественности; организации медобслуживания подопечных ПНИ вне интернатов; обеспечения полноценного доступа в учреждения волонтеров и представителей НКО.
Рекомендуется регламентировать и разъяснить порядок использования законодательства об ограничении дееспособности; установить порядок реализации недееспособными гражданами права на свободу передвижения, которой они не должны быть лишены;, и др. Необходимо разработать и утвердить порядок выбора инвалидом, неспособным к самостоятельному проживанию, форм жизнеустройства, и выбора социальных услуг семьей, где есть ребенок-инвалид или совершеннолетний инвалид, также требуется разработать механизмы государственной поддержки оказывающих такие услуги НКО, отмечают в Совете по правам человека.
Отельный раздел рекомендаций посвящен проблеме улучшения качества жизни детей с различными нарушениями, находящихся в детских домах – интернатах (ДДИ). Значительная их часть позже становится подопечными ПНИ, составляя до 30% проживающих. «Вместо того, чтобы сохранить их право на жилье, их лишают дееспособности, не выстраивая системы сопровождаемого проживания и возможности выпускника ДДИ жить самостоятельно», – отмечают правозащитники.
В СПЧ рекомендуют поддержать инициативу Минпроса и Попечительского совета при правительстве, предложивших недавно реорганизацию системы ДДИ путем внесения изменений в постановление правительства №481 о деятельности организаций для детей-сирот. Предполагается, что такие дети, независимо от наличия или отсутствия у них особых потребностей, будут оставаться вблизи от места рождения или прежнего проживания, не разлучатся с братьями и сестрами, что исключает их пребывание в ДДИ, и требует создания подходящих для них условий в обычных сиротских учреждениях.
Также предлагается повсеместное развитие инклюзивного образования, необходимой инфраструктуры и услуг для семей с особыми детьми; закрепление обязательной малокомплектности детских стационаров с размещением в них детей не на постоянной основе, а по пятидневной системе или временно.