Стали известны результаты исследования российских благотворительных организаций, предпринятого фондом «Социальный навигатор». Его сотрудники составили рэнкинг, в котором организации разделены на четыре категории по степени соответствия важнейшим критериям – открытость, социальная отчетность, финансы, управление и риски.
В рэнкинг вошли лишь 982 из более, чем 12000 организаций, представленных на платформе проекта – остальные по разным причинам не соответствуют ни одной из категорий.
«В основном исследование подтвердило наши предположения о том, как устроен благотворительный сектор, – рассказала Милосердию.ru учредитель и исполнительный директор фонда Татьяна Задирако. – Вместе с тем мы увидели новы возможности и для сектора, и для межсекторного взаимодействия.
Как мы и предполагали, наиболее высокую оценку получили прежде всего организации, которые занимаются частным фандрайзингом. Подтвердились и предположения о том, что менее устойчивыми и прозрачными чаще будут организации с бюджетом менее 3 млн руб в год. Мы считали, что маленькие организации чаще будут вести сборы на личные карты, на Paypal, так и оказалось. Но теперь мы имеем фактическое документальное подтверждение для этого».
По словам эксперта, высшую оценку, четыре звезды, получили 244 организации. Никакой закономерности по целевой аудитории в их списке нет: такие фонды работают с онкологией, с детьми, с пожилыми людьми, с бездомными… Объединяет их то, что они ведут сборы среди частных лиц – это вынуждает действовать по правилам.
«Неожиданным оказалось, что все корпоративные фонды получили низкие оценки из-за непрозрачности. Но надо понимать, что у них и нет такой задачи – быть прозрачными. Их стейкхольдеры – это корпорации, если они ориентируются на корпорации – они выполняют свою задачу. Исключением здесь стал АФК Система: это корпоративный фонд, но в нашем рэнкинге он получил четыре звезды», – рассказала Татьяна Задирако.
«Частные фонды, как выяснилось, также в основном не дотягивают до высшего уровня, – отметила она. – Конечно, и это связано с тем что у таких фондов есть свой донор, человек или организация, которые дают им деньги, и в публичности они не нуждаются. Но и для них есть возможности улучшить свои показатели в этом направлении, если они хотят».
В целом, по словам составителей рэнкинга, есть два критерия, по которым ситуация была стабильно хорошей: это публичное присутствие в соцсетях и финансы. Хуже всего дела обстоят с социальной отчетностью, и с так называемым корпоративным управлением, в рэнкинге эта категория называется «управление и риски».
«Почему это важно: многие организации думают, что если они разместили на своем сайте информацию, сколько денег собрали за месяц, и скольким детям помогли – это и будет социальная отчетность, – заявила Татьяна Задирако. – Но это не так. Социальная отчетность показывает, как изменилась жизнь целевой аудитории, какой бы она ни была.
И на корпоративное управление обращают внимание мало благотворительных организаций. Попечительский совет есть у многих – но сам по себе он еще не дает необходимой прозрачности.
Таким образом, мы увидели, что социальная отчетность и корпоративное управление – точки роста для большинства благотворительных организаций».
Из возможностей, которые дает рэнкинг, можно отметить три главные: во-первых, при правильном использовании он станет эффективным механизмом межсекторного взаимодействия, уверена эксперт. Далее, все заинтересованные стороны – государство, корпоративные и частные доноры, потенциальные и уже действующие волонтеры, сами НКО – смогут его использовать, чтобы сделать работу социального сектора лучше, помогать еще большему количеству людей, решать социальные задачи в масштабах страны.
«Наконец, важно отметить, что рэнкинг приспособлен для производства с его помощью аналитики, – заявила Татьяна Задирако. – Это очень удобно, и наш фонд, вероятно, будет это делать. Но это, скорее всего, будет коммерческая деятельность, работа под запрос. Будем делать обзоры по регионам, по направлениям деятельности, по финансам, целевым группам и так далее. С тем, чтобы помочь тем же частным донорам выбрать организацию в конкретном регионе, или корпоративным донорам, или госструктурам. Или, к примеру, будем консультировать НКО – как улучшить свое присутствие в соцсетях, уже за рамками той единственной консультации, которую мы оказываем бесплатно».
В будущем «Социальный навигатор» намерен расширить этот проект, включив в него другие типы организаций. Но это произойдет, видимо, не в следующем году – сначала нужно довести до идеального состояния уже существующий продукт, пояснила руководитель фонда.
Ознакомиться с рэнкингом благотворительных организаций РФ можно по ссылке.