Рэнкинг российских благотворительных организаций-2021 представил благотворительный фонд «Социальный навигатор» при поддержке благотворительных фондов «Абсолют-Помощь» и «Искусство, наука и спорт». Впервые рэнкинг был опубликован в прошлом году.
На платформе charity-nav.ru представлены 12648 благотворительных организаций, из них 991 получили рейтинговые звезды, а 136 организации – максимальную оценку 4 звезды.
– Открытость (присутствие в соцсетях, полнота сведений на официальном сайте и и регулярность их обновления);
– Социальная отчетность (наличие, качество и сроки размещения отчетов о работе организации);
– Финансы (прозрачность информации, отсутствие некорректных сборов, опыт работы с грантами, прохождение аудита и др.)
– Управление и риски (наличие собственных контролирующих структур, защищенных каналов передачи информации на официальном сайте, публикация условий взаимодействия с донорами и партнерами, и др.)
После запрета на продукты компании Meta* (признана в России экстремистской) некоторые фонды не успели нарастить мощности присутствия в соцсетях ВК и Одноклассники, поэтому снизились прозрачность и качество отчетности: речь идет как о крупных, так и о небольших организациях, отметили исследователи. «Общее снижение прозрачности и качества отчетности некоммерческих организаций связано не только с необходимостью перехода в ВК и Одноклассники: в этом году стало невозможно получить информацию об учредителях благотворительных организаций, поэтому приходится собирать данные из других источников», – рассказала «Милосердию.ru» Татьяна Задирако, учредитель и исполнительный директор БФ «Социальный навигатор». Это Минюст РФ, ФНС, Федеральный ресурс, chekko, dadata и другие – всего 11 источников информации.
Вместе с тем, в 2022 исследователи начали регулярно делать аналитические подборки по разным направлениями, связанным с уязвимым детством, и печатать интервью руководителей благотворительных организаций, попавших в эти подборки. «В этих подборках рэнкинг освещает работу не только больших, всем известных, лидирующих на рынке НКО, но и средних и небольших НКО, тех, что только еще только развивает свою работу и потенциал. Мы будем продолжать это направление работы в следующем году: оно нам кажется важным, потому что работа небольших или недавно зарегистрированных НКО не находится в фокусе публичного внимания. То, что мы занимаемся развитием небольших организаций, – это часть стратегии по развитию некоммерческого сектора в России», – отметила Татьяна Задирако.
В топ-10 крупнейших фондов тематической подборки «Детство» вошли фонды «Подари жизнь», БФ Елены и Геннадия Тимченко, РУСФОНД, «Детский мир», «Вклад в будущее», «Металлург», «АК БАРС Созидание», «Детские деревни SOS», «Линия жизни» и «Клуб добряков» – все с максимальной оценкой 4 звезды. Среди фондов, работающих с детьми и молодыми взрослыми по направлению «Ментальное здоровье», 4 звезды получили Центр лечебной педагогики и РОО «Перспективы».
«Мы обратили внимание на то, что НКО пользуются результатами рэнкинга в своей публичной деятельности. Благотворительные организации с высокими показателями рэнкинга ссылаются на его результаты в своих годовых отчетах, а новые организации на этапе запуска используют критерии оценки рэнкинга и других аналитических ресурсов для формирования стратегии продвижения через сайты, годовые отчеты и иные каналы коммуникации со своими целевыми аудиториями», – добавила Задирако.
Сейчас в рэнкинге могут участвовать только благотворительные организации, являющиеся таковыми в соответствии с требованиями российского законодательства (согласно 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Но, судя по результатам обсуждения 9 ноября, составителям придется расширять список, включая в рэнкинг и НКО с другими организационно-правовыми формами, отметила Задирако.
Кроме того, была разработана модель и содержание социального паспорта регионов. «Мы рассматриваем такой социальный паспорт как возможность предоставить исчерпывающую информацию для органов государственной власти, бизнеса и НКО, которые интересуются тем, что происходит в социальной сфере в регионах», – говорит Задирако.
«Из планов на 2023 год – продвижение результатов рэнкинга на разных площадках, обсуждение с сообществом, формирование личных кабинетов благотворительных организаций и расширение поля аналитических исследований», – поделилась она.