Официальный сайт Московского Патриархата разместил текст молитвенного последования, включающего особую редакцию покаянного канона, дополненную упоминанием о грехе убийства чад во утробе (аборте). 28 декабря этот текст, подготовленный Синодальной богослужебной комиссией, был утвержден на заседании Священного Синода, и будет теперь вноситься в новые издания молитвословов. Молитвенное последование не заменяет покаяния в этом грехе на таинстве Исповеди. Молитвы предназначены для чтения не только женщинами, но и мужчинами, так или иначе причастными к совершению искусственного прерывания жизни нерожденного ребенка.
О новом молитвенном чине порталу Милосердие.ru рассказал член миссионерской комиссии при епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин):
– Есть ли опасность, что кто-то сочтет эти молитвы неким ритуалом, «снимающим» грех детоубийства, после чего можно вновь совершать его безнаказанно?
– Надеюсь, что роман «Преступление и наказание» прочитан большинством людей в нашей стране. Именно в нем Федор Михайлович Достоевский показывает, что можно прельстится какими-то идеями, принести в жертву чужую жизнь. Но потом, через какое-то время, придет понимание, что любое убийство — это убийство и себя. Раскольников это формулировал так: «я не старушонку, я себя убил».
Надеюсь, что даже те, кто легкомысленно относятся к убийству нерожденных детей, прочитав это последование, поймут, насколько это страшная вещь — убийство. Что прощение возможно только в Боге, который Сам взошел на Крест и претерпел смерть от наших рук. Что, только испросив прощения у убитых и у Христа, мы можем обрести это прощение и получить исцеление для нашей измученной души. Человек, прошедший через муки Раскольникова, ни за что на свете не захочет этот путь повторить.
Кому-то может показаться жестоким предлагать людям прочитывать текст, где в каждом абзаце будет указываться, что он произносится от лица грешного, окаянного, преступного человека. Но свои слова Церковь адресует тем, кто считает себя ее чадами, кому намозолили душу свои грехи, и кто хотел бы обновить обеты крещения.
А так – невольник не богомольник, каждый решает сам для себя, готов ли он во времени и в вечности слышать вечный укор за отнятую жизнь и не делать ничего для того, чтобы насколько возможно эту ошибку исправить, начав со слова «прости».
Что же касается вопроса о том, сколько раз читать это последование, то задать его лучше священнику в том храме, куда мы приходим помолиться. Потому что общего ответа здесь нет. А конкретный ответ можно дать лишь в беседе. Прийти в храм за советом могут и некрещеные.