Группа депутатов из всех представленных в Государственной думе фракций внесла на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект, уточняющий определения политической деятельности некоммерческих организаций. Предложения, позволяющие причислить к «иностранным агентам» ряд НКО, ранее критиковались правозащитниками.
В соответствии с предлагаемыми поправками к закону об НКО, политической признается их деятельность «в сфере государственного строительства и основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, обеспечения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, функционирования политической системы, органов государственной власти и местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия».
При этом политической не считается «деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества» при условии, что она не ведется в признанных политическими целях и не выходит за пределы соответствующей области деятельности.
По словам председателя конституционного комитета Госдумы Владимира Плигина, такие поправки, подготовленные Министерством юстиции, помогут более точно определять подходы к внесению НКО в список иностранных агентов. Об этом депутат сообщил корреспондентам РИА Новости. Законопроект, уточняющий определения политической деятельности для НКО, является «системным, продуманным, точным документом», подчеркнул он.
Ранее предложения Минюста подвергались критике со стороны представителей правозащитного сообщества. В частности, предлагаемые поправки получили отрицательную оценку членов Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), где 10 февраля прошло их обсуждение.
«Они ничего ровным счетом, по сути, не меняют в законодательстве об НКО-«иностранных агентах». Оно остается столь же всеохватывающим, гуттаперчевым, резиновым, и под него может попасть любая некоммерческая организация, получившая хоть один рубль прямо или косвенно от любого иностранного источника. Вместо того, чтобы сузить понятие политической деятельности, авторы его расширили и увели еще дальше от того смысла, который вкладывает в него президент Путин, – «вмешательств» в наши внутриполитические дела», – заявил глава СПЧ Михаил Федотов.
В соответствии с законом «О некоммерческих организациях» тем из них, которые, занимаясь политической деятельностью, получают при этом финансирование или имущественную помощь от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, присваивается статус «иностранного агента». В таком случае они обязаны зарегистрироваться в этом качестве в Минюсте и упоминать о своем статусе при публикациях в СМИ и в интернете. За уклонение от регистрации НКО могут быть подвергнуты штрафу.
Реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, размещен на сайте Министерства юстиции. В настоящее время в нем числится более 100 организаций.