Руководитель отдела противораковой борьбы НИИ онкологии имени Н.Н.Петрова Вахтанг Мерабишвили обратился к руководителям онкологических диспансеров с призывом отказаться от фальсификации данных о заболеваемости раком, которые, по его словам, повсеместно искажаются для приближения к требуемым показателям. Текст его письма опубликовала на своем сайте журналист Алла Астахова.
«На протяжении многих десятилетий от главных врачей онкологической службы вышестоящее руководство (отделы здравоохранения, губернатор, Минздрав РФ) требует: увеличения удельного веса ранних стадий, уменьшения удельного веса «запущенности», IV стадии, уменьшения 1-годичной летальности и ряда других показателей, на которые руководители онкологической службы не имеют реальной возможности воздействовать — это прерогатива первичного амбулаторно-поликлинического звена», – говорится в обращении.
По словам врача, в онкодиспансерах формируют годовую отчетность «не на основе первичных документов, а вручную в соответствии с предыдущим отчетом и требованиями руководства к величинам среднероссийских показателей». Между тем, во всем мире анализ состояния онкологической службы проводится не в начале года по результатам прошедшего, а через 2-3 года после тщательной выверки всех данных.
Во время встречи с Владимиром Путиным в I квартале 2018 г. глава Минздрава Вероника Скворцова сообщила ему, что в России выявляется до 70 процентов ранних стадий злокачественных новообразований (официальные данные — 55 процентов), отметил Мерабишвили. Между тем, находящиеся в распоряжении НИИ онкологии данные говорят о том, что эти показатели существенно завышены. Это подтвердил и президент, заявив во время «прямой линии» 7 июня 2018 г., что раннее выявление раковых заболеваний происходит более, чем в 30 процентах случаев.
«Наше исследование показало, что по России существенно занижен и удельный вес IV стадии. 1-годичная летальность на многих административных территориях РФ меньше 20 процентов, тогда как в среднем по Европе на первом году наблюдения погибает 40 процентов мужчин и 30 процентов женщин (Eurocare-4), а в Англии и Уэльсе — до 55 процентов мужчин и 35 процентов женщин. Подобная картина вырисовывается и у нас», – рассказал онколог.
По его словам, России необходимо переходить на оценку онкологической службы по более надежным показателям в соответствии с мировым стандартом. Эти показатели перечислены в обращении.
«Полагаю, что активную позицию в этом вопросе должны взять на себя ассоциации онкологов федеральных округов. Надо отменить сбор фейковых данных, формирующихся «на коленке», и перейти на международный стандарт оценки онкологической ситуации в стране», – подчеркнул Вахтанг Мерабишвили.
Ранее стало известно, что в России планируется вложить значительные средства в национальную программу борьбы с раком – по сведениям СМИ, на нее дополнительно, сверх расходов фондов ОМС, будут тратить из бюджета от 117 до 193 и более млрд рублей в год. Однако, для успеха такой программы одних лишь денежных вливаний недостаточно – необходимо преодолеть ряд системных проблем в организации отечественной онкологии, рассказала Милосердию.ru директор службы помощи онкологическим больным «Ясное утро» Ольга Гольдман.
«Самое главное, чему научилась в последние годы наша медицина – это рисовать цифры, – считает она. – Может быть невозможно найти причины, отчего человек умер.
Это уже происходит, потому что действуют майские указы от 2012 года, где уже стояли требования по снижению смертности от онкологических заболеваний. Результат такой: смертность по онкологии снизилась. Но зато выросла смертность от иных причин».
«Измеряя результат таким способом, мы добиваемся только одного: медики, которые находятся в зависимом положении, просто перерисовывают эти цифры. Поэтому статистика, особенно онкологическая – это такая область, к которой нет доверия ни у одного специалиста. Это абсолютно, насквозь лживая история, это очень неправильно», – отмечает эксперт.