Жительница Москвы Ульяна Микуленок не может добиться от городских органов здравоохранения закупки для нее препарата лонсурф, останавливающего развитие метастазов. Лекарство, не зарегистрированное в России, обходится в 150 тыс. рублей за месячный курс, но оно уже доказало свою эффективность в ее случае, передает msk1.ru.
В течение полугода женщина, у которой диагностирован колоректальный рак 4 стадии, подала 12 заявлений в Депздрав Москвы и получила заключение консилиума в федеральном медицинском центре – НМИЦ радиологии Минздрава, подписанное президентом Ассоциации онкологов России академиком Андреем Каприным. Эксперты подтвердили, что лонсурф, который пациентка уже покупала при помощи друзей, должен быть предоставлен ей как основной препарат для лечения.
Но 26 октября Депздрав Москвы провел городской онкологический консилиум, на котором онкобольной вновь отказали в получении этого лекарства. В этом консилиуме участвовал лечащий врач пациентки, а также главный онколог Москвы, специалисты по противоопухолевой лекарственной терапии, заведующий химиотерапевтическим отделением центра амбулаторной онкологической помощи ММКЦ «Коммунарка» и ведущий эксперт НМИЦ радиологии. Все они согласились с тем, что лечение нужно продолжать другими препаратами, сообщили в департаменте.
В свою очередь, Ульяна Микуленок подала заявление в Следственный комитет России. Она намерена продолжить добиваться закупки лекарства, которое ей помогает.
«Надо отдать должное пациентке, которая с такой энергией бьется за свое лечение, – прокомментировала эту ситуацию «Милосердию.ru» руководитель службы помощи онкобольным «Ясное утро» Ольга Гольдман. – Очень часто онкобольным просто не хватает на это сил – не зря говорят, что у нас нужно быть очень здоровым, чтобы быть больным…»
Несомненно, пациент должен иметь право выбора, подчеркивает эксперт, ведь если уже есть препарат, который пациент раньше принимал и который точно помогает пациенту с таким сложным диагнозом, и он рекомендован федеральным медицинским центром – никто не должен заставлять больного ставить на себе эксперимент и проверять, подойдет ли ему также и другой препарат. Ведь результат с новым лекарством не гарантирован и ценой такого эксперимента может быть жизнь.
«В таких ситуациях пациенты могут обращаться на нашу горячую линию по номеру 8(800)100-01–91, – говорит Ольга Гольдман. – У нас работает служба юристов, мы можем помочь разобраться, действительно ли есть смысл добиваться конкретного лекарства. Ведь нередко бывает и так, что человек услышал или прочитал в сети, что кому-то помог определенный препарат, – и решил, что значит и ему он должен помочь, хотя у него на самом деле совершенно другой диагноз, другие показания.
Стратегия лечения должна приниматься врачом в сотрудничестве с пациентом. Очень важно уделять время на разъяснения всех вопросов, волнующих пациента, – от этого зависит то, как пациент будет сотрудничать с врачом. К сожалению, до сих пор сложности в коммуникации врач-пациент происходят, особенно в онкологии.
Если есть сложности в получении исследований, лечения или лекарств, важно не сдаваться, а пытаться разобраться, что происходит. Сейчас есть много информационных ресурсов, пациентских сообществ, врачи в соцсетях ведут активное информирование. Главное – не оставаться один на один с проблемой. Наша горячая линия работает круглосуточно – всегда можно позвонить и задать любой, даже самый «дурацкий» вопрос».