Новое оформление ПНИ, которое сделала студия Артемия Ледебева по заказу Дептруда, активно обсуждается в социальной сети. Реакция общественников – от жесткой критики до одобрения решения «одомашнить» ПНИ.
Критике подверглось и само решение изменить условия пребывания постояльцев в ПНИ, и то, как воплощена эта идея. Например, поселить инвалидов в трёхместные комнаты, вместо многоместных. Так, нейропсихолог, в прошлом – эксперт Программы развития ООН по реформированию интернатов Елена Вяхякуопус заметила, что человеку предстоит там жить с соседями, и в этом мало привлекательного. Это не единственное ее замечание.
«Потолочные ширмы-занавески позволят отгородиться от соседей». Даже в коммуналках ширмы в комнатах ставились все же в своей семье. Ширма не дает никакого интимного пространства, все слышишь», – написала Елена.
Досталось и команде Артемия Лебедева. Общественники спросили, а советовался ли разработчик с самими постояльцами? При этом они ссылались на опыт зарубежных стран, где по несколько месяцев собирали комментарии от жильцов учреждений, прежде чем приступить к разработке подобных проектов.
Одни люди разместили заказ, а «другие не стали погружаться в проблему, а поверили чиновникам на слово, когда те сказали, что интернат — это дом. Потому и надизайнили этого странного монстра, который больше всего похож на европейскую больницу», – заявила в Фейсбук директор по развитию БФ «Жизненный путь», журналист Вера Шенгелия
Но самая главная претензия: «ПНИ – не дом и никогда домом не станет».
«Представьте это счастье: в ваш многоквартирный дом придут дизайнеры и сделают вам, без вашего спроса, дизайн вашей квартиры, а также и всех соседских – одинаковый, красивый, с ширмами, с одинаковой мебелью. Будет вам уютно и безопасно?», – написала Елена.
«ПНИ — это концлагерь. Декорировать концлагерь безнравственно. Его нужно разрушать, а жителей освобождать. Представьте, что на госзакупках появился тендер на декорирование Аушвица. Правда же, безнравственно?», – считает Вера Шенгелия.
В дискуссию включилась и Анна Федермессер, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера».
«В данном конкретном случае никто не планировал декорировать Аушвиц. Планировали, потихоньку расформировывая ПНИ, параллельно создавать в интернатах более человеческие условия. И решения везде разные. Где-то просто перегородки ставятся между койками, чтобы у людей свое пространство появилось, где-то ремонтируется целый корпус, в новом дизайне, и туда переселят людей из старых корпусов, параллельно уменьшая кол-во проживающих в одной комнате, выводя часть на сопровождение и так далее. Главное, на мой взгляд, понимать, что дизайн – это, мягко говоря, не единственное изменение. Но всё сразу не получится. Хотя очень хочется», – прокомментировала общественница пост Веры Шенгелия.
Напомним, студия Артемия Лебедева разработала новый дизайн московских психоневрологических интернатов, а также домов сопровождаемого проживания и интернатов для престарелых. Сумма контракта составила 8 миллионов 200 тысяч рублей. Минтруд рассказал Милосердию.ру, как планируется оформить московские ПНИ. Публикации вызвала общественную дискуссию.