Законопроект, вводящий обязательную «социально-психологическую экспертизу» для кандидатов в приемные родители и проживающих вместе с ними родственников, одобрила комиссия правительства по законопроектной деятельности, сообщил «Коммерсантъ».
«Будет выясняться в том числе мотивация потенциальных воспитателей. К сожалению, известны случаи, когда приемные родители берут в семью детей для решения своих финансовых вопросов и получения льгот, выплачиваемых государством», – заявил изданию председатель правления Ассоциации юристов России (АЮР) Владимир Груздев.
Ранее подобные предложения выдвигались неоднократно и вызывали критику среди сообщества приемных родителей, профильных экспертов и НКО. Многие считают, что такие решения не позволят с уверенностью отделить благонамеренных кандидатов в опекуны от недобросовестных – зато могут существенно снизить число тех, кто захочет или сможет взять сироту в свою семью.
Предлагается и ряд других мер, среди них разработчики называют социально-психологическое обследование детей-сирот; обязательную подготовку для близких родственников ребенка, желающих взять его под опеку; специальные программы подготовки для родственников будущих опекунов; требование об отсутствии судимости и уголовного преследования у тех, кто проживает совместно с будущими приемными родителями; требования к состоянию жилья приемной семьи; запрет брать в одну семью больше одного ребенка в год (кроме братьев и сестер); преимущественное право родственников на предварительную опеку; сопровождение опекунов и сирот; возможность привлечения психологов и других специалистов для контроля за условиями жизни и воспитания детей под опекой и др.
Портал «Милосердие.ru» публикует полученный редакцией текст законопроекта, с ним можно ознакомиться по ссылке. Прокомментировать его мы попросили программного директора БФ «Дети наши» Светлану Строганову.
– Что предлагается в законопроекте? Чем он отличается от ранее предлагавшихся вариантов?
– В первой версии законопроекта, которая появилась в 2018 году, речь также шла об обязательном обследовании кандидатов, необходимости сопровождения семей, ограничении на усыновление больше одного ребенка в год.
Кроме этого, было ограничение, по которому в семье не должно быть более трех детей, включая приемных, и этот пункт встретил больше всего сопротивления.
Очень хорошо, что последнего пункта в новой версии нет, но и ограничение на «одного ребенка в год» я тоже считаю необоснованным и лишним.
– Что именно планируется выявлять с помощью тестирования – злонамеренность кандидатов в опекуны, недостаточную готовность к воспитанию сирот, еще какие-то проблемы? Какую мотивацию можно признать «подходящей»?
– Обследование – это очень обоснованная мера, оно поможет определить ресурсность кандидата, риски для него и для ребенка. На самом деле нынешней системе этого очень не хватает, так как на данный момент все, что нужно сделать приемному родителю, это собрать пакет документов. Что, без сомнения, непросто, но никак не характеризует его готовность стать усыновителем или опекуном. Даже обучение в ШПР, по сути, дает только справку о прослушанном курсе, но никак не диагностику готовности потенциального родителя.
А вот вопрос подходящей или неподходящей мотивации – довольно сложный. Тут нужно обращаться к профессионалам. Однозначно можно сказать, что мотивация «извлечь выгоду и получить денег» – неподходящие мотивы. Хотя кто в них признается?
Другой вопрос, что на данный момент нет никаких практических предложений о том, как это будет реализовано. Никакой единой методики пока не предложено, и по опыту попыток некоторых опек применить практику такого обследования, могу сказать, что это приводит только к хаосу и неопределенности.
– Известны ли экспертам эффективные методики, позволяющие достоверно выявлять «неподходящих» опекунов?
– Возможно, такие методики существуют, но пока ни одна не была предложена в качестве единой рекомендованной методики.
– Предлагается тестировать только кандидатов в опекуны и живущих с ними членов семьи? Или речь идет также о действующих опекунах и подопечных?
– Сигналом к проведению обследования является желание принять ребенка в семью. А значит, и уже действующие опекуны, когда хотят принять еще ребенка, будут обязаны проходить обследование (как и все члены семьи старше 10 лет), если закон будет принят в его нынешнем виде.
– Достаточно ли в России специалистов для тестирования?
– Это мне представляется как раз одной из основных проблем нынешней версии законопроекта, кроме неправильно рассчитанных финансовых обоснований.
Где взять достаточное количество специалистов, как всех их обучить для работы с единой методикой, особенно в регионах с дефицитом бюджета.
Пока реализация задуманного в законопроекте на практике не кажется мне возможной.
– Что еще важно в законопроекте помимо тестирования?
– Как идея этот законопроект кажется мне очень нужным и правильным. И обследование кандидатов в приемные родители или в опекуны, и сопровождение семей – это очень важные поправки в систему, которые, при грамотной реализации, действительно могут помочь улучшить систему приемного родительства и предотвратить возвраты детей в учреждения.
Но пока сложно представить, как эти, весьма правильные, идеи могут быть реализованы на практике. Я считаю, здесь необходимо привлечение специалистов, которые на практике работают с приемными семьями, и «обкатка» в пилотном регионе для выявления всех рисков и ошибок.
– Как можно оценить предложение запрета на устройство в одну семью более одного ребенка в год, кроме родных братьев или сестер?
– Этот запрет кажется мне совершенно необоснованным. Я не вижу никакой связи между количеством детей, принятых в семью в течение определенного периода времени, и количеством возвратов.
Если изучить статистику, то можно увидеть, что огромное количество возвратов случается и через год, и через три, и через семь, из чего можно заключить, что подобное ограничение никак не поможет. А вот грамотное психологическое обследование как раз поможет выявить риски и не допустить ошибки.
– Какие меры, по вашему мнению, могли бы принести реальную пользу для снижения злоупотреблений в приемных семьях, числа отказов?
– Социально-психологическое обследование и грамотное сопровождение семьи, действительно, именно те меры, которые могут при правильной (не «для галочки») реализации, привести к снижению числа отказов и злоупотреблений в приемных семьях.
В данный момент органы опеки осуществляют контролирующую функцию, а сопровождение – только по запросу. Не все семьи готовы попросить помощи, тем самым рассказав о своих проблемах контролирующей инстанции. В этом заключается одна из основных причин вторичного сиротства.
Поэтому мне кажется важным разделить контролирующие и помогающие функции: те, кто контролирует, не должны помогать. В проекте так и предлагается: опеке – контроль, независимой психологической службе – сопровождение. Но остается открытым вопрос реализации: кто, как и за чей счет будет этим заниматься?
Еще одна мера – предварительная «обкатка» выбранной методики на практике в отдельно взятом пилотном регионе. Это поможет выявить все недочеты и изъяны на практике и сделать методику в разы эффективней.