Проект нового документа о проведении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) вынесло на общественное обсуждение Минпросвещения. В нем предложен ряд нововведений. Так, документацию ПМПК можно будет вести не только в бумажном, но и в электронном виде, в том числе с использованием информационных систем. Заседания комиссии можно будет проводить по месту обучения или проживания. Устанавливаются условия для запроса дополнительных сведений и продления сроков оформления документов, период ожидания обследования с момента записи, и т.д.
«Обсуждаемый документ написан не в интересах детей и родителей. Он приводит к ухудшению положения», – заявила «Милосердию.ru» Елена Багарадникова, ведущий эксперт РОО помощи детям с РАС «Контакт», руководитель проекта «Родительская приемная».
По ее словам, особенно опасной представляется попытка отобрать у родителей закрепленное в Законе об образовании право принимать решение о получении и реализации статуса «ребенок с ОВЗ».
«Что мы видим на практике в работе «Родительской приемной», защищая права детей с ОВЗ: серьезной проблемы с непредставлением заключения ПМПК в образовательное учреждение нет. А вот со стороны врачей, ПМПК, образовательных учреждений проблема есть: одна из самых частых – занижение уровня интеллекта, еще одна, встречающаяся чаще: непредоставление условий, описанных в заключениях ПМПК, и третья: запугивание родителей, защищающих право ребенка на образование, опекой (замечу, вместо работы с ними).
Таким образом, если документ будет принят в таком виде, мы получим не оптимизацию маршрута ребенка с ОВЗ, а откат в прошлое, когда родители избегали получения статуса и прохождения ПМПК любой ценой. За этим также потянется «черный рынок» выставления «нужных» диагнозов», – подчеркивает эксперт.
Елена Багарадникова отметила, что в подавляющем большинстве регионов статус «ребенок с ОВЗ» не приводит к получению финансирования на создание специальных образовательных условий. Это региональное обязательство, и в бюджетах регионов (за редкими исключениями) средств на исполнение таких обязательств не заложено.
Не имея возможности исполнить свои обязательства перед ребенком и его семьей, школы требуют от родителей перехода на семейную или надомную формы образования, требуют снижения уровня адаптированных программ до уровня умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталости, чтобы избежать оценивания своей работы, и свести работу по сути к присмотру и уходу, вместо обучения.
Также, по словам эксперта, из проекта следует, что ПМПК будет направлять копии своих заключений в образовательные учреждения. Это противоречит рекомендательному характеру таких заключений для родителей.
По словам представителя РОО «Контакт», еще одна потенциальная проблема заложена в пункте, где говорится, что ПМПК обследует «детей и лиц старше 18 лет, признанных недееспособными».
Такой вариант вносит дискриминацию, ведь процесс признания недееспособным может занять несколько месяцев, и это лишит инвалида возможности учиться сразу после совершеннолетия. Также этот пункт подразумевает отсутствие преемственности между уровнями образования для дееспособных, учившихся ранее по адаптированным программам, пояснила эксперт.
«Специальные образовательные условия нужны людям и на экзаменах в школах (часто 18 лет им исполняется до окончания школы), и в колледжах, и даже в ВУЗах, где инклюзия без этого никогда не сдвинется с места, и так и будет буксовать», – рассказала Елена Багарадникова.
Обсуждение проекта Положения о психолого-медико-педагогической комиссии продолжится до 25 октября.