Существующая система закупки лекарств может привести к недоступности важнейших препаратов для лечения рака, в том числе у детей, заявил «Известиям» директор Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий ННПЦ ДГОИ имени Дмитрия Рогачева профессор Алексей Масчан. По его словам, необходимы срочные меры для предотвращения всплеска смертности пациентов.
«Произошла катастрофа, о которой мы предупреждали несколько лет назад, когда разрабатывался целый пакет законов и подзаконных актов по лекарственному обеспечению, – заявил врач.
– В результате его принятия начали исчезать лекарства, которые ежедневно необходимы для лечения наших пациентов. Это касается и препаратов для химиотерапии — они либо вообще пропадают, либо на смену им приходят абсолютно непроверенные в клинических исследованиях дженерики. Мы зачастую не знаем, чем лечим пациентов».
По словам профессора, прекращаются поставки не только дорогостоящих лекарств, но и простейших препаратов для сопроводительной терапии – в России их производство невыгодно из-за низкой цены, а западным производителям невыгодны усилия, необходимые для сохранения своей продукции на российском рынке. Проблему можно решить лишь «отменой всех законов и подзаконных актов, которые закрывают доступ на российский рынок добросовестным западным производителям с хорошей репутацией», уверен эксперт.
«Мы направили письмо в Минздрав о том, что отсутствуют простейшие препараты для химиотерапии — в частности, цитозин-арабинозид, которым лечатся миелолейкозы. В ответ нам предложили подбирать альтернативные схемы лечения. Это примерно то же самое, что сказать: «Если у вас нет парашюта, выбирайте альтернативные методы спасения». Если исчезнет цитозин-арабинозид, не выздоровеет ни один пациент с миелолейкозом — это единственный препарат, который позволяет вылечивать таких больных», – рассказал Алексей Масчан.
«Уже все — препарата просто нет. К нам идут бесконечные запросы из региональных клиник, нам звонят директора крупнейших гематологических институтов для взрослых с вопросом, где мы покупаем «Цитозар». Мы покупали его за счет благотворительного фонда, но всю страну он не обеспечит, а потребность в препарате есть каждый день», – подчеркнул врач.
Если положение с закупкой лекарств не изменится, неизбежен резкий скачок смертности среди онкобольных – и детской, и взрослой, уверен Алексей Масчан. «Пока держимся на запасах. Но через год-два, если ничего не будет предпринято, смертность может вырасти примерно на 20–30%», – пояснил он.
В качестве первой меры для исправления ситуации профессор предложил схему, использованную правительством для обеспечения тяжелобольных детей незарегистрированными противоэпилептическими препаратами, которые централизовано закупили за рубежом. В дальнейшем же, чтобы избежать подобных проблем, необходимо изменение законодательства, уверен директор Института гематологии.