Значительная часть жителей России считает допустимым применение в определенных обстоятельств пыток и насильственных действий со стороны правоохранительных органов. Такие результаты дал общероссийский телефонный опрос, проведенный фондом «Общественный вердикт» и социологами, входящими в объединение «Методическая лаборатория», сообщает РБК.
768 респондентам из различных регионов страны предложили оценить допустимость применения насилия в реальных ситуациях из практики правозащитной организации. По этим случаям уже идет разбирательство или приняты судебные решения в связи с жестоким обращением с людьми.
Так, 63,4% участников опроса назвали допустимым применение пыток к маньяку, отказавшемуся сообщить, где находятся похищенные им дети, а 29,6% отвергают такую возможность. 38,1% сочли оправданными пытки подозреваемого в массовом убийстве, не желавшего выдавать сообщников, а 51,5% заявили о несогласии с такими действиями. 51,7% оправдывают полицейских, которые нанесли удары после задержания преступнику, вырвавшему сумку у пенсионера и пытавшемуся убежать с ней, 44% считают это недопустимым. Избиение заключенного, отказавшегося выходить на работу, сочли нормальным 20,6%.
Наиболее высокое число согласившихся с применением силы, 73,2%, отмечено там, где речь шла о привлечении психиатрами для нейтрализации буйного пациента в отсутствие санитаров других больных. Наименьшее одобрение (6,7%) вызвали действия полицейских, побоями добивавшихся явки с повинной от студента, задержанного за ограбление магазина.
В целом, по мнению 41,6% опрошенных, сотрудники силовых структур вправе «идти на незначительные нарушения закона для раскрытия общественно значимых преступлений», но более половины (50,3%) не согласны с таким утверждением. При этом 12,3% рассказали, что сами были объектом насилия со стороны правоохранителей, а 28,6% знают о таких случаях со своими родными или знакомыми. 21,6% были свидетелями применения насилия со стороны полицейских или медработников.
По словам экспертов, ценность проведенного опроса – в том, что участники выражали свое отношение не к общим утверждениям о допустимости или недопустимости насилия, а к конкретным ситуациям. Было отмечено много случаев, когда респонденты эмоционально реагировали на вопросы, прерывали участие в опросе, или требовали дополнительной информации для того, чтобы определиться с ответом.
Участники аналогичного интернет-опроса, результаты которого еще обрабатываются, заметно чаще заявляли о недопустимости насилия, рассказали социологи. Также, по их словам, на отношение к допустимости насилия со стороны правоохранителей влияет собственный опыт столкновения с ним, и уровень образования. Пол, возраст, материальное положение и другие факторы не оказали заметного влияния на ответы.