Санкт-Петербургская благотворительная организация «Ночлежка» провела встречу с жителями района Беговой (Москва) в Центре «Благосфера».
«Ночлежка» занимается помощью бездомным. В прошлом году организация пыталась открыть бесплатную прачечную для своих подопечных в Савеловском районе Москвы, но вынуждена была отказаться от этих планов из-за противодействия местных жителей.
Теперь «Ночлежка» рассчитывает разместить в районе Беговой реабилитационный приют на 20 человек и консультационную службу, которая будет помогать бездомным людям восстанавливать документы, устраиваться на работу, возобновлять связи с родственниками. Предполагается, что там будут работать два социальных работника, юрист и психолог.
Центр помощи бездомным будет находиться поблизости от Бумажного проезда, но точный адрес пока не называют, поскольку договор аренды еще не заключен.
Встреча проходила достаточно эмоционально, раздавались выкрики: «Заберите бомжей вон!», «Валите!», «Вы нам не нужны!».
В чем состояли основные возражения и вопросы жителей района Беговой, и что отвечали на это руководители «Ночлежки»?
Во дворах будут «скапливаться» бездомные
Жители района опасаются, что открытие приюта и консультационной службы приведет к «скоплению» пьяных, неопрятных и нарушающих общественный порядок бездомных людей во дворах и поблизости от учебных заведений.
Помещение будущего центра помощи бездомным находится в 500 м от ближайшего жилого дома, утверждают представители «Ночлежки». Более того, Бумажный проезд расположен между двумя вокзалами – Белорусским и Савеловским. Там и сейчас много бездомных. Если поблизости появится консультационная служба и приют, эти люди смогут получить помощь и, возможно, вернутся к нормальной жизни.
Консультационная служба не принимает клиентов в нетрезвом состоянии и имеет определенные часы работы. Информация об этом быстро распространяется среди бездомных по «сарафанному радио», поэтому пьяные приходить туда не будут, сказал руководитель «Ночлежки» Григорий Свердлин.
В центре помощи бездомным в Беговом не собираются раздавать еду и одежду, поэтому массы людей, желающих просто поесть и поменять старые вещи на новые, туда приходить не будут. Душем и стиральными машинами смогут пользоваться только жители приюта.
Бездомные, которым помогает «Ночлежка», обычно не выглядят неопрятными и опустившимися. Они хотят уйти с улицы. Среди клиентов организации в Санкт-Петербурге 16,1% имеют высшее образование, 44,3% – среднее специальное, 28,6% – незаконченное среднее, рассказал Григорий Свердлин.
Зачем нужен еще один приют, если в городе работают социальные службы?
Те функции, которые собирается взять на себя «Ночлежка», успешно выполняют городские социальные службы, заявила Зоя Андрианова, депутат Совета депутатов муниципального округа Беговой.
Департамент социальной защиты Москвы работает эффективно, и подменять его не нужно, согласился с ней Сергей Сороколетов, заместитель председателя Совета депутатов муниципального округа Беговой и заместитель главного врача Боткинской больницы.
Подведомственные городскому департаменту социальной защиты учреждения помогают только тем бездомным людям, которые могут доказать, что последним местом их регистрации была Москва, возразила руководитель московского филиала «Ночлежки» Дарья Байбакова. По ее данным, это только 14% бездомных жителей столицы. Остальные 86% приехали в Москву из других городов и не могут рассчитывать на место в государственном приюте.
Как выяснилось из дальнейшего обсуждения, на самом деле москвичи не понимают, куда обращаться за помощью, если, допустим, в подъезде ночуют бездомные. «Правоохранительные органы не знают, что делать с этими людьми», – пожаловалась председатель совета жильцов одного из домов по Ленинградскому проспекту. Социальный патруль, по ее словам, тоже работает неэффективно.«Чтобы был реально действующий социальный патруль, нужно, чтобы ему было, куда везти бездомных», – отметил Григорий Свердлин.
Почему для центра помощи бездомным выбрали именно этот район?
Категорически против строительства центра помощи бездомным «в черте Москвы» высказался Сергей Ладочкин, член Общественной палаты Москвы, представляющий Северный округ. «Мы вам подобрали несколько площадок, которые находятся далеко от домов, это промзона», – напомнил он. По его словам, благотворительная организация отвергла все эти варианты.
Выбор района Беговой обусловлен требованиями, которые «Ночлежка» предъявляет к помещению для своего центра помощи бездомным: «отдельное нежилое здание площадью 300-400 кв. м, доступное для посетителей, удаленное от жилых домов», пояснили представители организации.
По словам Григория Свердлина, «Ночлежка» за полтора года рассмотрела 80 различных вариантов размещения центра, и каждый из них по какой-либо причине не подошел. Например, в промзоне в районе Трех вокзалов не нашлось подходящего здания, которое сдавалось бы в аренду.
«Почему бы не открыть консультационную службу прямо на вокзале», – поинтересовался кто-то из присутствующих. Этот вопрос обсуждался с РЖД, но договориться пока не удается, сообщил руководитель «Ночлежки».
Зачем нужен центр для бездомных, если он не принимает нетрезвых людей?
Городские и православные приюты для бездомных тоже не принимают людей в алкогольном опьянении, сказала жительница района Беговой по имени Анна. Польза от таких организаций невелика, считает она. «Вы хотите собрать сливки», – добавила другая жительница района.
«Если мы не можем помочь сразу всем, не это не значит, что мы ничего не должны делать», – ответил Григорий Свердлин.
Во всем мире служба помощи бездомным строится по принципу «пороговости», продолжил он. Есть низкопороговые сервисы, куда пускают всех. А есть проекты, куда надо прийти, как минимум, трезвым: это первый «тест», показывающий, что человек действительно хочет выбраться с улицы.
Как помогают бездомным московские НКО
Возможно, «Ночлежке» следует арендовать не помещение в центре Москвы, а автобус?
Благотворительная организация могла бы арендовать помещение за пределами МКАД и отвозить туда своих подопечных на автобусе, забирая непосредственно от вокзалов, такое мнение высказала жительница района Беговой Анна.
Размещать приют за МКАД неудобно, потому что живущим там бездомным людям нужно часто ездить в город, объяснила Дарья Байбакова. Цель их пребывания в приюте – реабилитация. Они занимаются восстановлением документов, посещают врачей, ищут работу, ходят на собеседования. Потом они устраиваются на работу, но какое-то время продолжают жить в приюте и копят деньги на переезд. «Организовать сопровождение людей на автобусе сложно, их надо развозить по разным точкам», – сказала Дарья Байбакова.
«Места стоянок этого автобуса тоже вызовут сопротивление жителей. Здесь сложно начать», – добавил Григорий Свердлин.
Скольким людям уже помогла «Ночлежка», и кто за это платит?
Примерно 120 клиентов «Ночлежки» каждый год возвращаются с улицы к обычной жизни, сообщил Григорий Свердлин. Варианты возвращения разные: находят работу и снимают жилье, переезжают жить к родственникам, поступают в государственные учреждения социальной защиты.
Бюджет организации в прошлом году составил 60 млн руб. 60% из них – частные пожертвования, 20% – пожертвования бизнеса. «Ежегодно примерно 20 тысяч человек скидываются, чтобы «Ночлежка» помогала людям, попавшим в беду», – сказал Григорий Свердлин.
Субсидий от правительства Москвы «Ночлежка» не получает, так как не является московской организацией. Получала поддержку Фонда президентских грантов и правительства Санкт-Петербурга.
Почему бы сначала не заслужить доверие жителей малыми делами? Почему сразу приют?
«Уберите бездомных из дворов в нашем районе. Сделайте что-нибудь, чтобы активисты и депутаты сказали: «Смотрите, они работают». Чтобы оценили», – сказала одна из жительниц Бегового.
Но «Ночлежка» рассматривает приют как раз в качестве такого первого шага. Организация собирается «открыть приют и показать изнутри, как это работает, показать: вот человек, который выбрался с улицы», объяснил Григорий Свердлин. Он предложил жителям района создать наблюдательный комитет, чтобы контролировать строительство центра помощи бездомным и его деятельность.
«Может быть, кто-то из вас помнит историю открытия детского хосписа фонда «Вера», тогда местные жители тоже перегораживали путь машинам, везущим строительные материалы. Если ставить вопрос таким образом: «Хотите ли вы, чтобы на детской площадке было много бомжей», – конечно, люди не хотят. «Хотите ли вы, чтобы в соседнем дворе открылся противотуберкулезный диспансер?» – конечно, часть людей скажет, что не хотят.
Значит ли это, что все такие проекты должны быть за чертой города? На наш взгляд, нет. На наш взгляд, все-таки нужно искать компромисс между важными социальными проектами и нуждами жителей», – сказал руководитель «Ночлежки».
Предложения жителей района Дарья Байбакова суммировала на своей странице в Facebook: «От жителей было предложение провести еще один опрос, рассмотреть альтернативные места, подробнее рассказывать всем интересующимся про проект, завоевывать доверие жителей района малыми делами. Мы, в свою очередь, предлагали жителям создать общественный контроль за проектом. несколько человек, которых жители выберут и с которыми мы готовы работать вместе – регулярно встречаться, все обсуждать и показывать».