Исследование «Конкурсы, отчеты, гранты: как улучшить отношения НКО и доноров?» представили фонд «КАФ» и Благотворительное собрание «Все вместе». По мнению опрошенных НКО, наиболее эффективным грантодателем оказался Фонд президентских грантов. Худшую оценку получили региональные, в том числе столичные структуры.
«О своем опыте рассказали более 500 некоммерческих организаций из разных регионов России, – рассказала исполнительный директор Благотворительного собрания «Все вместе» Кира Смирнова. – Почти все они отметили, что испытывали те или иные трудности при взаимодействии с грантодателями. В чем-то мнения опрошенных сходятся — например, большинство участников исследования выступают за то, чтобы гранты давались на более продолжительные сроки — на два года и более. А в чем-то НКО не так единогласны — к примеру, претензии к технологиям подачи заявок есть у куда меньшего количества респондентов».
«В основном некоммерческие организации высоко оценивают работу донорских организаций в рамках грантовых конкурсов: НКО полагают, что доноры хорошо понимают контекст деятельности НКО (78%) и демонстрируют высокий уровень доверия к НКО (76%). А четверо из пяти опрошенных в рамках исследования представителей НКО (81%) считают, что грантовые конкурсы в целом способствуют системным изменениям и развитию сектора», – отмечают исследователи.
В числе основных проблем, упомянутых участниками опроса – нежелание грантодателей финансировать текущую, а не проектную деятельность фондов (об этом говорят 66% опрошенных НКО); слишком короткие сроки на реализацию грантов (46%); обременительные требования по привлечению софинансирования (46%); низкое качество проектной экспертизы (29%) и отсутствие обратной связи по результатам оценки заявок (55%); сокращение бюджета гранта при сохранении KPI (31%); неоправданные сокращения доли зарплат и других постоянных расходов (24%); проблемы в коммуникации с донорами.
50% опрошенных считают чрезмерно затратными требования по администрированию гранта; 40% отмечают что доноры требуют предоставить избыточное количество документов; 29% сталкивались с требованиями предоставить личные данные участников проекта.
«Иногда доноры предъявляют абсурдные требования, например, запрашивают персональные данные благополучателей, просят фотографии обедов на мероприятиях, представители донора норовят
попасть на личные встречи благополучателей с психологами и др.
Например, известны случаи, когда грантодающая организация
выразила желание для контроля работы НКО посетить консультацию психолога во время индивидуальной работы с замещающей
семьей», – отмечается в исследовании.
Для улучшения взаимоотношений НКО и доноров разработчики рекомендуют «работать над укреплением доверия и взаимного уважения»; приглашать НКО к обсуждению повестки будущих конкурсов и итогов уже состоявшихся; доступ НКО к «длинным»
деньгам, «направленным на поддержку их текущей деятельности, развития, роста»; гибкость в финансировании зарплат сотрудников и административных расходов НКО; стремление к консенсусу НКО и грантодателей в вопросе о том, какие показатели важны для оценки результатов проекта; поиск компромисса между желанием контролировать расходование средств и необходимыми трудозатратами НКО по подготовке отчетов; формирование площадок и каналов безопасной обратной связи, «которые НКО могли бы использовать без опасения обидеть донора».
Ознакомиться с полним текстом исследования можно по ссылке.