Группа некоммерческих организаций предложила правительству Москвы принять ряд системных решений для обеспечения права детей с инвалидностью и ОВЗ на доступное и качественное образование. Основой для открытого письма, направленного на имя вице-мэра по вопросам социального развития Анастасии Раковой, стало обращение инициативной группы родителей. Профильные НКО заявляют о готовности взаимодействовать с администрацией и содействовать в решении обозначенных проблем.
«Эти предложения вносят и профильные НКО, и эксперты по вопросам образования, и сами родители. Наши предложения не новы, например, о тех же коэффициентах финансирования обучения детей, говорится уже не первый год. Результаты регулярных мониторингов МГАРДИ, направлявшиеся также в органы исполнительной власти Москвы, публично публиковавшиеся и представлявшиеся неоднократно на протяжении нескольких лет говорят о том же – о необходимости системных решений», – рассказала Милосердию.ru исполнительный директор РОО помощи детям с РАС «Контакт» Елена Багарадникова.
По ее словам, применение имеющихся сейчас корректирующих коэффициентов ведет к недофинансированию образовательных организаций, принимающих на обучение ребенка с ОВЗ/инвалидностью и, как следствие, к нежеланию администрации образовательных комплексов принимать к себе заведомо «убыточных» учеников, а в результате – к различным нарушениям прав на образование детей с ОВЗ и инвалидностью.
«Хотела бы обратить внимание на вопрос о компенсации за семейную форму образования, – отмечает эксперт. – Это актуально для всех регионов, не только для Москвы. То, что такая форма образования никак не финансируется государством – настоящая дискриминация. Обязанности по обучению ребенка возлагаются в таком случае на родителей, а никакой помощи для них нет.
Это вопиющая несправедливость, ведь таким детям нужно не только само обучение, но и коррекционная помощь, социализация и т.п. Нельзя переложить все бремя нагрузки в этом случае на родителей, и ожидать, что они должны заменить собой штат специалистов образовательных учреждений, или будут полностью оплачивать эту помощь из своего кармана.
Думаю, не нужно напоминать, что семьи с детьми с ОВЗ и\или инвалидностью – социально уязвимая категория, а расходы на образование ребенка, и надлежащую коррекционную помощь чаще всего являются неподъемным бременем. Чаще всего, детей с ОВЗ забирают на семейную форму обучения потому, что городская система образования не может создать необходимые специальные образовательные условия.
Кроме того, если рассуждать логически – понятно, что деньги на обучение всех детей уже заложены в бюджет города. Это не дополнительные средства. Почему же они должны уходить в никуда, если родители учат ребенка самостоятельно? Почему не передать их родителю, взявшему на себя ответственность за обучение ребенка, чтобы право на образование могло быть реализовано в полной мере? Это была бы отличная мера поддержки семей.
Важны все поднятые в обращении вопросы – и о рейтингах, и об изменении Закона об образовании г.Москвы. Очень важна тема инклюзии – действующие сегодня документы не обеспечивают ее в полной мере, нам не хватает нормативной базы. Мы считаем необходимым закрепить важную роль инклюзивного образования, и дать возможность образовательным учреждениям делать выбор в его пользу осознанно, не «под дулом пистолета»».
«До сих пор не было столь масштабных и консолидированных попыток донести важность этих вопросов до столичных властей – поднимавшие их организации ранее действовали каждая самостоятельно. Такой консолидированный экспертный запрос сформирован впервые», – рассказала Елена Багарадникова.
«Очень хочется надеяться, что в правительстве Москвы нас услышат, – подчеркнула она. – Мы готовы к сотрудничеству с органами исполнительной и законодательной власти, готовы помогать в разработке необходимых механизмов, готовы не только критиковать – но и вместе с властью работать над тем, чтобы изменить положение к лучшему».