Специалисты НИИ Минфина и аналитики Всемирного банка полагают, что подавляющее большинство получателей льгот и пособий в России в действительности не нуждается в них, а в то же время поддержки не получают 19% из тех, у кого доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума. Такие выводы содержатся в составленной ими аналитической записке «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0: адресность, нуждаемость, универсальность», сообщают «Известия».
По сведениям издания, эксперты сообщают, что сейчас различными государственными соцпрограммами, не считая пенсий, охвачен 71% населения, причем наиболее многочисленные получатели – ветераны труда и сельские специалисты.
По мнению авторов исследования, поскольку на соцобеспечение тратится 3% ВВП, а общий дефицит доходов у малоимущих составляет всего 1% ВВП, то правильно распределив хотя бы треть социальных затрат, можно решить проблему бедности. Сейчас же, по их словам, каждый потраченный на соцподдержку рубль сокращает дефицит доходов бедных максимум на 28 копеек.
В документе сообщается, что адресные пособия, которые назначаются с учетом уровня доходов, получает лишь 41% нуждающихся. При этом уровень охвата сильно различается по регионам: от менее 20% в Ханты-Мансийском АО и Калужской области, до 80-90% в Чечне, Бурятии, Великом Новгороде, Красноярске, Дагестане и на Камчатке. Доля адресных выплат в доходах беднейшего населения в среднем по регионам не превышает 2%.
«Если взглянуть на картину в целом, то ясно, что денег на адресные меры просто не остается — львиная доля средств уходит на меры поддержки льготных категорий, которые установлены федеральным законодательством. Регионы могут лишь повысить «таргетированность» адресных выплат, но проблемы бедности это не решит», — сообщают исследователи.
Для исправления ситуации они считают необходимым усовершенствовать методы оценки реального положения бедных граждан. Также предлагается заменить сегодняшние пособия и льготы единым социальным пособием, в которое входили бы выплаты на детей, субсидии на жилье и коммунальные услуги, пособие по безработице и иные меры социальной поддержки.
«Авторам исследования хочется упростить систему социальной защиты, но, на мой взгляд, это не вполне правильно, потому что здесь надо учитывать разнообразие потребностей, которое в этой сфере очень велико. Если унифицировать эту систему, то будет больше минусов, чем плюсов.
Разнообразная система лучше балансируется. В случае универсализации проблема включения-невключения останется, потому что нет такого принципа, который учел бы всех нуждающихся. Если ведомств, оказывающих услуги, будет много, то больше людей попадет в сферу валовой соцзащиты.
Однако критерии корректировать нужно: переходить от категориальных мер к адресным, представить хорошие адресные программы. Это будет эффективнее», – прокомментировала эти предложения для «Известий» профессор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Авраамова.
По ее словам, по заказу Центра стратегических разработок (ЦСР) уже ведутся некие исследования, предполагающие реформирование системы социальной помощи, при выделении которой должны будут учитываться все ресурсы домохозяйства. При этом предполагается, что реформирование будет проведено таким образом, чтобы ни одна категория населения не пострадала.
«Движение в сторону адресности помощи ведется давно. Сейчас в очередной раз на самом высоком уровне заявили о необходимости сосредоточения помощи наиболее нуждающимся. В регионах внедряются критерии нуждаемости, устанавливаются дополнительные пороги для получателей помощи в зависимости от их доходов (не обязательно ниже прожиточного минимума).Чаще всего регионы не идут по пути введения жестких ограничений, потому что это может привести к социальным взрывам, но пытаются сократить получение социальной помощи достаточно обеспеченными гражданами.
Также объявлено о создании «социального казначейства» — системы, которая будет объединять данные о различных получателях помощи и позволит консолидировать информацию обо всех выплатах каждому домохозяйству», – заявила заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.
«Пока эта информация настолько разрозненная, что достаточно сложно понять, насколько та или иная семья заслуживает того объема помощи, который ей предоставляется. Эксперты надеются, что такое повышение эффективности всей системы позволит высвободить денежные средства и перераспределить их с целью увеличения социальных выплат», – пояснила она.
Ранее сообщалось, что специалисты НИИ Министерства финансов РФ выдвинули предложение об ограничении объема бесплатных медицинских услуг для населения, объясняя это необходимостью сокращения расходов и установления более эффективных принципов финансирования медпомощи. Речь шла о вызове на дом врачей, и о перевозке больных машинами скорой помощи. Предложения были отрицательно оценены в Минздраве, и вызвали резкую критику со стороны главы правительства РФ Дмитрия Медведева.