Мосгорсуд подтвердил незаконность изъятия квартиры в Москве у недееспособной подопечной психоневрологического интерната. Жилье, отобранное с помощью невыгодного договора ренты, будет возвращено прежней владелице, сообщил адвокат Юрий Ершов.
«Сегодня Мосгорсуд оставил в силе решение Чертановского суда, которым была возвращена квартира недееспособной женщине, – рассказал он в Facebook. – Ранее эта квартира была за 1 прожиточный минимум в месяц передана по договору ренты дочери главного юрисконсульта ПНИ, в котором недееспособная жила».
«Юрисконсульт умолчала на комиссии, где просила одобрить сделку, что она для дочери, – пояснил адвокат. – И сейчас обвиняет новое руководство ПНИ, что этот факт они не нашли раньше. И ставит себе и дочери в заслугу уплату коммунальных платежей, например. Интересно еще, что юрисконсульт оказалась помощником директора ПНИ в Мосгордуме, где он депутат. И директор эту сделку для ее дочери поддержал… Сегодня все жалобы отклонены, решение вступило в силу».
Еще в 2017 г. стало известно, что одна из сотрудниц ПНИ № 30 в Москве оформила договоры, в соответствии с которыми его директор Алексей Мишин, по должности являвшийся официальным опекуном недееспособных Романа Богомолова и Елены Ильинской передавал их квартиры в пожизненную ренту своей помощнице, и дочери другой бывшей сотрудницы интерната. О проведении внутреннего расследования и намерении добиться расторжения несправедливого договора заявили тогда в департаменте труда и соцзащиты Москвы.
В июне 2018 г. договор пожизненной ренты, по которому была отчуждена квартира Елены Ильинской, признал недействительным Чертановский суд в Москве. При этом ответчица заявляла, что она буквально облагодетельствовала недееспособную, так как «освободила ее от коммунальных платежей и платы за капитальный ремонт», рассказал тогда Юрий Ершов.
По словам правозащитников и представителей НКО, эта история показывает необходимость реформирования системы органов опеки, одобрявших сделки, которые наносили подопечным ПНИ явный ущерб. Также они указывали на важность принятия уже долгое время находящегося на рассмотрении законопроекта о распределенной опеке – закрепленная в нем возможность наличия нескольких опекунов, включая НКО, позволила бы более надежно защищать права и интересы недееспособных людей от такого рода посягательств.