Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект, существенно сокращающий время рассмотрения судом заявлений медиков, оспаривающих запрет на лечение несовершеннолетних или недееспособных людей со стороны их законных представителей, в том случае, если есть угроза для жизни пациентов.
В соответствии с законопроектом, суды будут рассматривать заявления об отмене таких запретов в течение пяти дней со дня подачи, а если они поступают от медицинских организаций – непосредственно в день подачи.
«Рассмотрение указанных заявлений должно проходить в срок, не превышающий пяти дней с момента поступления заявления в суд, а по ходатайству медицинской организации – в день подачи. Разбирательство проходит при участии прокурора и представителя органа опеки и попечительства.
Решение суда должно быть изготовлено в полном объеме и оглашено в день разбирательства. Суд может обратить решение к немедленному исполнению», – говорится в пояснительной записке к законопроекту, разработанному депутатом от ЕР Салией Мурзабаевой.
По действующему законодательству, медицинское вмешательство может осуществляться при условии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя. Для детей младше 15 лет, и для граждан, признанных недееспособными, такое согласие дают их законные представители – родители или опекуны.
«При этом если законный представитель несовершеннолетнего либо лица, признанного в установленном порядке недееспособным, отказался от медицинского вмешательства представляемому лицу, находящемуся в состоянии, представляющем опасность для жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд с заявлением о защите интересов такого пациента», – напоминает автор законопроекта.
Однако, до сих пор такие решения принимались до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству. Такой порядок лишал медиков возможности реализовать свое право на защиту интересов пациента, находящегося в состоянии, опасном для жизни, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Конфликты из-за отказа родителей или опекунов дать согласие на лечение в угрожающей жизни ситуации чаще всего бывают связаны с позицией приверженцев сект, запрещающих переливание крови, или «ВИЧ-диссидентов», отрицающих необходимость антиретровирусной терапии для инфицированных детей.