Вечером 18 июля 17-летний подросток напал с топором и ножом на пассажиров поезда в Баварии, на перегоне между городами Хайдингсфельд и Вюрцбург. Он ранил пятерых человек, четверо из которых находятся в критическом состоянии. Свидетели произошедшего, 14 человек, находятся в глубоком шоке.
После того, как поезд был остановлен кем-то из пассажиров с помощью стоп-крана, нападавший попытался скрыться, но был застрелен полицейскими.
Нашлись свидетели, которые слышали, как мальчик, в одиночку бежавший в Германию из Афганистана два года назад, кричал во время нападения «Аллах акбар». Позже в его вещах нашли флаг «Исламского государства» (организации, запрещенной в РФ), а само ИГ заявило, что 17-летний подросток был его сторонником.
Появилось и видео, на котором вооруженный ножом юноша заявил, что собирается мстить за удары международной антитеррористической коалиции: «Я — солдат ИГ и начинаю священную операцию в Германии. Время пришло».
Немецкие СМИ анализируют произошедшее, чтобы понять, что двигало молодым человеком, которого окружающие до произошедшего считали вполне уравновешенным и адекватным.
По одной из версий следствия, которую приводит Deutsche Welle, на минувших выходных молодой человек узнал о смерти своего друга в Афганистане. Следователи полагают, что эта новость могла сильно повлиять на него и поспособствовать стремительной радикализации.
Минувшей весной в Германии уже были нападения молодых людей, которые классифицируются как исламистские: в Ганновере 15-летний подросток ранил полицейского ножом в шею, а в Эссене в результате взрыва перед сикским храмом было ранено несколько человек — взрывное устройство подложил 16-летний подросток, пишет Die Welt. Происшествие в Вюрцбурге — третье в этом ряду.
Детский психиатр Франц Иосиф Фрайследер считает, что атаки несовершеннолетних мигрантов, внезапно объявивших себя исламистами, связаны с одиночеством и сложностями в адаптации к новой для них социальной среде. «Молодежь — легкая добыча для исламистов», — полагает психиатр.
По его словам, подростки, лично пережившие насилие со стороны исламских террористов в экстремальных ситуациях, в состоянии стресса могут воспроизводить такую же модель поведения.
Издание приводит слова сотрудника немецкого правительственного ведомства по делам беженцев Тобиаса Клауса, который полагает, что единственный способ помешать подобным атакам — планомерная работа с подростками-мигрантами социальных работников и психологов. Причем, работа эта должна вестись в небольших группах.
Журналист Spiegel Onlinе Йорг Диль размышляет над тем, когда террорист становится террористом. По его мнению, сегодня граница между террором и безумием размывается.
Диль пишет, что человек может быть вполне адекватным, не производить впечатление набожного мусульманина, не чураться алкоголя или наркотиков, однако чтобы его назвали террористом, ему достаточно кричать во время атаки «Аллах акбар». Радикальные установки ИГ становятся таким образом привлекательными для тех людей, чья жизнь не складывается в привычном русле.
Как же предотвратить атаки террористов-одиночек? — задается вопросом Диль. И приводит слова баварского министра внутренних дел Йоахима Херрмана о том, что это сделать очень трудно.
Херрмана цитируют и другие немецкие СМИ. Он предупреждает, что немцам «в принципе, стоит ожидать нападений со стороны небольших групп или террористов-одиночек».
Примечательно, что исследователь джихадизма из Национального центра по предотвращению кризисов в Бонне Андреас Армборст, который прокомментировал для Deutsche Welle теракт в Ницце еще до нападения в Вюрцбурге, полагал, что существует риск появления подражателей водителю грузовика: «Кого-то могло вдохновить нападение на Ниццу и он может посчитать, что тоже должен быстро действовать, чтобы привлечь больше внимания».