О необходимости экстренных мер для ликвидации острейшего дефицита онкологических препаратов заявил ряд российских НКО. По словам их представителей, в ближайшее время смерть из-за нехватки лекарств угрожает тысячам пациентов.
«Сложившаяся ситуация с обеспечением лекарствами – это прямая угроза жизни и здоровью миллионов российских онкологических больных, в том числе десятков тысяч детей», – подчеркивают они.
Портал Милосердие.ru публикует открытое письмо с предложением необходимых действий, направленное некоммерческими организациями президенту России и руководителям высшей органов государственной власти.
«Сбор подписей для отправки письма адресатам окончен, – рассказали авторы обращения. – Но вы можете поддержать распространение письма репостами и присоединиться к подписанию на сайте».
Открытое письмо
В России сложилась катастрофическая ситуация с лекарствами для лечения онкологических больных, в том числе детей.
По результатам опроса представителей лечебных учреждений 80% регионов страны, проведенного ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии», в России наблюдается критическая нехватка 26 незаменимых противоопухолевых препаратов, среди которых винкристин, этопозид, даунорубицин, митоксантрон, идарубицин, метотрексат, цитарабин, карбоплатин и другие.
Как отметил главный внештатный специалист Минздрава России детский онколог-гематолог А.Г. Румянцев, это не дорогостоящие инновационные препараты: исчезли недорогие лекарства, которые уже десятки лет составляют основу лечения онкобольных. При этом речь идет об излечимых болезнях, особенно в случае детей – но без лекарств излечение невозможно.
В последние недели значительно выросло число обращений от родителей, чьи дети не могут начать или продолжить терапию из-за отсутствия лекарств.
В детском отделении (№ 7) Московского областного онкологического диспансера в г. Балашихе закончился винкристин; об этом пишут родители в петиции, опубликованной на сайте change.org. Об исчезновении этопозида, винкристина и даунорубицина сообщают родители 29 пациентов отделения химиотерапии и комбинированного лечения опухолей СПбГУЗ КНпЦСМП(о) в Санкт-Петербурге. Схожая ситуация и в детском онкологическом отделении Новосибирской клинической центральной районной больницы. Нам сообщают, что винкристина и этопозида нет в больницах Брянской, Свердловской, Волгоградской, Мурманской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Тюменской, Челябинской, Калининградской, Ростовской и других областей, Алтайского и Хабаровского краев.
В 2020 году в России резко сократилось производство упомянутых препаратов. По данным аналитической компании RNC Pharma, производство этопозида за первые 8 месяцев 2020 года в 20 раз меньше, чем за 2019 год (падение с 278 тысяч упаковок до 13,7), винкристина – в 4 с лишним раза, метотрексата — в 2 раза. Кроме того, наш анализ Единой информационной системы в сфере госзакупок по этопозиду показал, что в этом году более 75% заявок на закупку этого препарата остались без предложения. То есть на запросы больниц не нашлось поставщиков. И нет никакой уверенности, что до конца года создавшийся глубокий дефицит препарата будет покрыт.
В сентябре-октябре 2020 года ситуация с обеспечением лекарствами онкологических больных вновь ухудшилась: Росздравнадзор уведомил о том, что компания «Верофарм», один из ключевых российских поставщиков онкологических препаратов, отозвала из обращения (в частности, в связи с обнаружением примесей) более 100 серийных партий важнейших противоопухолевых лекарств.
Несовершенство системы государственного регулирования фармацевтического рынка, включая закон «третий лишний» и правила формирования цен на лекарства, уже привело к частичному или полному уходу из России целого ряда препаратов как отечественного, так и зарубежного производства, и этот уход не компенсируется новыми препаратами и поставщиками.
Медицинское сообщество и ранее предупреждало о серьезных проблемах с лекарствами. На совещании детских онкологов из 71 региона России 24-25 января 2020 года отмечалось, что ухудшение качества доступных лекарств уже сейчас привело к снижению выживаемости: так, в последние годы частота рецидивов при остром лимфобластном лейкозе (это самое частое онкозаболевание у детей) возросла с 4% до 15%, и в год умирает около 100 детей, которых можно было бы вылечить.
В феврале 2020 года 142 российских детских онколога подписали письмо в Минздрав с просьбой наладить закупку качественных препаратов для детей. 14 февраля состоялось совещание с участием Председателя Правительства Михаила Мишустина, на котором были даны поручения с целью усовершенствовать онкологическую помощь в стране. Но сейчас ситуация стала еще серьезнее: речь идет даже не о проблемах с качеством лекарств, а о полном отсутствии целого ряда препаратов!
Принятые меры (постановления Правительства РФ № 1164 от 03.08.2020 и № 1550 от 28.09.2020 о снятии ограничения «третий лишний» на закупку некоторых препаратов, включая винкристин и карбоплатин) оказались недостаточными и запоздалыми. Так, например, на сегодняшний день в стране фактически остался только один производитель, поставляющий винкристин на рынок, — «Наукопрофи» («Винкристин-РОНЦ»). Это предприятие выпускает 13 инъекционных препаратов всей онкологической линейки для взрослых и детей и не в состоянии закрыть всю потребность российских клиник в винкристине — а это 160-200 тысяч упаковок в год.
Согласно ст. 41 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Согласно ст. 67.1 новой редакции Конституции, дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Но сложившаяся ситуация с обеспечением лекарствами – это прямая угроза жизни и здоровью миллионов российских онкологических больных, в том числе десятков тысяч детей.
Считаем, что Президенту Российской Федерации, Правительству, министерствам здравоохранения, промышленности и торговли, а также другим ведомствам необходимо принять экстренные меры по ликвидации острейшего дефицита онкологических препаратов.
Среди этих мер могли бы быть следующие:
- Срочная централизованная государственная закупка ряда препаратов, с которыми сложилась наиболее тяжелая ситуация, и их распределение по клиникам. Дефицит лекарств уже сейчас угрожает процессу лечения, и нужны экстренные меры.
- Нормализация рынка лекарственного обеспечения. Возможными мерами здесь могли бы быть пересмотр порядка формирования начальной минимальной цены контракта (сейчас она определяется приказом Минздрава № 1064н от 19.12.2019) и отмена правила «третий лишний» (постановление Правительства Российской Федерации № 1289 от 30.11.2015) для лекарств онкологического и гематологического профиля. По мнению специалистов, именно эти ограничения и стали главными причинами нынешнего коллапса.
- Создание эффективной системы контроля и быстрого реагирования, чтобы в будущем онкобольные пациенты без перебоев обеспечивались качественными препаратами.
Если же срочные действия не будут предприняты, возникшая нехватка лекарств уже в самое ближайшее время приведет к гибели тысяч людей и отбросит российскую онкологию на десятилетия назад.