Мамуд Шавершян, владелец продуктового магазина в городе Струнино (Владимирская область), почти восемь лет бесплатно раздает хлеб нуждающимся, но местные жители грозятся пожаловаться на него в прокуратуру за то, что мало дает, пишет журнал «Огонек».
«Кто выдает нам этот хлеб? Путин, кто ж еще! Президент дал распоряжение, чтоб малоимущим, пенсионерам и инвалидам оказывали помощь. Вот и оказывают. Но эти торговцы хитрые, себя тоже не обидят! Понаехали в Россию и кормятся за наш счет!» – цитирует издание одного из благополучателей.
В конце каждого месяца в магазине выдают пенсионерам, инвалидам и многодетным по 10 талонов на бесплатное получение хлеба. Это инициатива владельца торговой точки, но местные жители считают, что распоряжение на этот счет отдал если и не лично президент, то, по крайней мере, мэр города.
Ежемесячно нуждающимся раздается почти две тысячи батонов белого и около тысячи буханок черного хлеба. По словам бизнесмена, он делает это по завету своего деда: «Каждый день помогай людям, получится 365 добрых дел в год».
«В счастье все могут улыбаться»
Ситуацию с «неблагодарностью» жителей Струнино прокомментировали для «Милосердия.ru» представители благотворительных организаций.
«Для нас подобная ситуация не новость и не редкость, – рассказала Анна Алиева-Хрусталева, директор по коммуникациям Фонда продовольствия «Русь». – Я думаю, не только мы, но и все те, кто занимается оказанием помощи, так или иначе сталкиваются с тем, что далеко не всегда ты видишь благодарность. Очень часто возникает непонимание, негодование и даже агрессия со стороны тех людей, ради которых ты работаешь. Мы с коллективом нашего фонда часто обсуждаем такого рода ситуации и приходим к выводу, что от людей, которым тяжело, неправильно ждать благодарности и возгласов счастья.
Люди мало того, что в принципе не верят, что им могут оказать помощь бесплатно, они не понимают, кто может это сделать. И, конечно, у них часто возникает некий негатив. Плюс, они все это сравнивают с деятельностью государства, потому что привыкли к тому, что государство им должно, и если что-то не дает, то надо пойти и пожаловаться. А если что-то дают бесплатно, то обязательно надо точно измерить, все ли тебе дали, вдруг, где-то обделили. В счастье все могут улыбаться, а в горе, конечно, не каждый способен перебороть такой негатив».
«Как известно, по-настоящему бескорыстная помощь – это та, которая не ждет в ответ благодарности, – отметила Анна Овсянникова, пресс-секретарь Православной службы помощи «Милосердие». – К нам в службу «Милосердие», в любой наш проект люди приходят не от хорошей жизни. У каждого – свои проблемы, своя боль, зачастую застарелая. Когда человек годами натыкается на непонимание, на отсутствие поддержки, на необходимость считать копейки, чтобы прокормить семью, – нет ничего удивительного, что человеческое сердце ожесточается. Сколько раз наши добровольцы, приходя домой к одинокому старику, чтобы помочь, натыкались на недоверие, подозрительность и даже обвинения! Это может обескураживать и расстраивать до слез. Но нет смысла ждать «спасибо» в ответ на доброе дело. И тем дороже будет однажды услышать заветное короткое слово благодарности, когда лед этого недоверия все-таки удастся растопить».
«Где наше сало?»
Представители благотворительных организаций привели свои примеры недопонимания между благотворителем и благополучателем.
«Мы помогали беженцам на территории Ростовской области, когда был безумный наплыв нуждающихся людей, – вспоминает Алиева-Хрусталева. – Мы там запустили цех фасовки народных обедов, и, поскольку требовалось очень большое количество еды, то в качестве волонтеров этого цеха мы приглашали самих беженцев. У большинства из них работы тогда еще не было, и, чтобы не сойти с ума от горя, в котором они оказались, им тоже полезно было какой-то деятельностью заниматься. Бывало, они нам говорили: «Что это такое вы нам даете, зачем нам ваша гречка с соевым гуляшом? Где наше сало, мы привыкли есть сало, почему вы нам такое даете?» Естественно, на такого человека ты не будешь обижаться, потому что понимаешь, что он не от большого счастья так говорит, скорее всего, он не совсем в себе, если у него такая реакция.
Бывает, нам звонят из регионов и спрашивают, почему кому-то дали больше, а кому-то меньше. Но там тоже есть свои принципы: если в семье больше детей, то ей чуть больше достается, а если меньше – то чуть меньше».
Ирина Мерная, координатор добровольцев Православной службы помощи «Милосердие», рассказала о таком случае: «Один из добровольцев, который помогал слабовидящему дедушке, увидел, что у него была проблема с плитой: из четырех конфорок работали только две. Доброволец посчитал, что это непорядок. В принципе, дедушка тоже согласился с тем, что хорошо бы, чтобы все работало. Доброволец решил добыть подходящую плиту, сумел найти людей, которые купили ее и привезли. И тут оказалось, что дедушка был не готов к переменам.
Он в теории был согласен с тем, что плита нужна хорошая, работающая, а когда дело дошло до практики, он расстроился, что старая привычная плита от него уйдет, а на ее место встанет новая. Он еще придумал, пока постепенно терял зрение, некую свою систему электрозащиты, а теперь начал переживать, что с новой плитой эту систему разрушат. Это был искренний и добрый порыв со стороны добровольца, это был искренний отклик со стороны людей, которые купили плиту, и даже дедушка был благодарен, что все хотят ему помочь. Но теперь новая плита стоит у него в коридоре и занимает место».