Опубликованное 2 ноября правительственное постановление освобождает от вычета трех четвертей дохода за социальные услуги далеко не всех инвалидов, в том числе – не всех жителей стационарных учреждений, рассказала Милосердию.ru юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики», эксперт совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Заблоцкис. Мы публикуем ее подробные комментарии к этому документу.
Что изменилось
Внесенные правительством изменения предусматривают, что при расчете среднедушевого дохода для оплаты социальных услуг не учитываются доходы, полученные в денежной форме от трудовой деятельности инвалидов, постоянно проживающих в организациях социального обслуживания и осуществляющих трудовую деятельность в организациях социального обслуживания, рассказала юрист.
Согласно этой норме при подсчете оплаты социальных услуг не будет учитываться зарплата инвалидов, проживающих в интернатах (постоянно, а не на пятидневке или временно) и одновременно работающих в организациях социального обслуживания. Организации социального обслуживания – это те же интернаты (в них часто трудоустроены проживающие в них же граждане), центры социального обслуживания, организации, специализирующиеся на предоставлении социальных услуг отдельным категориям граждан, например, женщинам с детьми в кризисной ситуации, лицам без определенного места жительства. При этом организации социального обслуживания, работа в которых будет давать такую льготу, могут быть государственными и негосударственными – в постановлении ограничений не установлено.
Проблемы с формулировками
Надо отметить, что формулировка нормы вызывает замешательство. Зачем в причастном обороте при описании критериев инвалидов, на которых норма распространяется, упоминаются два раза организации социального обслуживания, когда можно было написать «постоянно проживающие и осуществляющие трудовую деятельность в организациях социального обслуживания»? Читающие норму начинают гадать, не скрывается ли за этим что-то значимое, например, не имеется ли в виду, что не учитывается зарплата у инвалидов, проживающих в организациях социального обслуживания, и у инвалидов, получающих социальные услуги, например, на дому и работающих в организациях социального обслуживания.
Комментарий на сайте government.ru к изменениям упоминает лишь одну ситуацию – проживающие и работающие в интернатах. Буквальное прочтение нормы говорит о том, что право на льготы имеют инвалиды, которые отвечают одновременно двум критериям: проживают и работают в организациях социального обслуживания. При этом не установлено, что работа должна осуществляться в той же организации социального обслуживания, в которой гражданин проживает.
Вопрос об изменении подходов к оплате социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме, – когда гражданин проживает в интернате, возник в связи с тем, на оплату социальных услуг интерната у него уходит 75% пенсии по инвалидности, а когда он работает – то еще 75% зарплаты (в соответствии с правилами подсчета размера оплаты услуг, установленными законодательством). Проживающие в интернатах люди 75 процентов пенсии по инвалидности отдают на оплату социальных услуг, на личные потребности денег не остается, приходится довольствоваться «общим государственным котлом».
Несправедливость убивает желание трудиться
Человек отказывается от иждивенческой позиции и идет работать – его полностью обслуживает интернат даже тогда, когда такой необходимости уже нет, его состояние изменилось, но он по-прежнему нуждается в поддержке, а жилья и сервисов по помощи ему в устройстве вне интерната нет. Практически всю зарплату – обычно это небольшие суммы, так как речь идет о труде без особых требований к квалификации, он должен отдать за обслуживание в интернате.
Трудно ожидать, что работа будет продолжаться только для того, чтобы оплачивать социальные услуги того же объема и того же качества, которые гражданин получает без работы и зарплаты – за счет средств пенсии по инвалидности, а тут еще работай и отдавай за то же самое бОльшие деньги. Это убивает мотивацию людей работать. Трудоустройство, работа – основной путь социализации, адаптации в жизни вне интерната, возможность в будущем выйти из интерната и жить дома, а для многих единственная возможность включения в обычную жизнь, например, в мастерских, в которых трудятся люди с инвалидностью, и им в этом помогают помощники – доход от такой работы может быть маленьким, но значимым для человека. Также нельзя забывать о том, что так развиваются навыки заботы о себе.
Правительство установило взаимовыгодное сотрудничество с гражданами, проживающими в интернатах: работаете в системе социального обслуживания – зарплата полностью ваша, вносите в нашу систему трудовой вклад и система вас поддерживает.
Но представьте картину: два гражданина проживают в интернате, один в нем же работает дворником, и вся зарплата в его распоряжении, другой – упаковщиком в магазине и у него 75% зарплаты забирают для оплаты услуг интерната.
Льготы не для всех – почему?
По законодательству субъекты Российской Федерации вправе сами устанавливать льготы по оплате социальных услуг. Регион может исключить из доходов для расчета оплаты социальных услуг зарплату, получаемую при работе в других организациях (не социального обслуживания), а также у индивидуальных предпринимателей, или другим способом снизить нагрузку на зарплату по оплате социальных услуг, если проживающий в интернате работает не в организации социального обслуживания.
Однако, безусловно остается вопрос, почему Правительство предоставило такие льготы только для работающих в организациях социального обслуживания (не упомянув индивидуальных предпринимателей, которые могут являться поставщиками социальных услуг) – ведь стоит задача поддержать желание проживающих в интернатах работать, их мотивацию обеспечивать себя, свои индивидуальные потребности, адаптироваться в обществе, а не задача по поддержке их трудоустройства в организациях социального обслуживания (и не в других местах).
Закрытая система по-прежнему пытается оставаться закрытой. Ведь на практике льготы при оплате получит тот, кто трудоустроен в том же интернате, в котором и проживает. Просто потому, что интернаты зачастую находятся в удалении от центров социальной инфраструктуры, в том числе от других организаций социального обслуживания.
Кроме того, необходимы дополнительные меры по поддержке организаций социального обслуживания (не интернатов) по трудоустройству в них граждан из интернатов – раз предложен такой своеобразный подход по стимулированию этих граждан работать.
Введенные изменения не коснутся граждан, которые не проживают постоянно в организациях социального обслуживания и получают, например, социальные услуги на дому. Размер платы за социальные услуги, предоставляемые на дому и в полустационарной форме, существенно ограничен, чтобы у получателя услуг сохранялась большая часть дохода, так как он проживает дома и сам решает, как организовать свой быт. В то же время, есть вопросы о том, как учитывать небольшой доход таких граждан, которые они, например, получают в мастерских, специально организованных для инвалидов, при оплате социальных услуг, которые им в этих мастерских предоставляются.