В число пилотных регионов, где будет внедрена новая система долговременного ухода за пожилыми людьми, войдут Новгородская, Костромская, Тверская, Псковская, Волгоградская и Рязанская области. Эти регионы сами выступили с такой инициативой, рассказал порталу Милосердие.ru заместитель директора департамента инвестиций в социальную сферу Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Генералов.
«Сейчас идет подготовительный этап. В первую очередь, нам нужно создать дорожную карту, – заявила на совещании в правительстве Новгородской области директор БФ «Старость в радость» Елизавета Олескина.
– Мы создадим систему, в рамках которой будет оказываться комплексная, сбалансированная поддержка всех пожилых людей и инвалидов. Речь идет о том, чтобы каждый из этой категории человек имел возможность жить полноценной жизнью. Нужно собрать все меры поддержки воедино и дать человеку право выбора, не решая за него, в чем он нуждается».
По словам Дмитрия Генералова, при реализации этих планов АСИ возьмет на себя функции коммуникации, разработку стратегии и методики, а также станет площадкой для взаимодействия с НКО, оказывающими услуги пожилым, и госучреждениями здравоохранения и соцзащиты в регионах.
Также будет разработана методика оценки пилотными регионами наличия и развития там элементов, которые требуются для организации долговременного ухода, что позволит спланировать необходимое для этого финансирование.
Работу в пилотных регионах нужно будет начать с оценки потребностей, рассказала Елизавета Олескина.
«Сейчас никто не может сказать, сколько там на самом деле есть пожилых людей, нуждающихся в помощи – и какая им нужна помощь, – пояснила она порталу Милосердие.ru.
– Сколько из них живет в семье, сколько одиноких, нужен ли им надомный патронаж, социальный работник, или дневной центр, где они могли бы проводить время.
Или же – нужен круглосуточный уход и поддержка в доме престарелых, который тоже должен будет изменить свой облик, и ориентироваться на поддержку и уход, а не просто на проживание.
Готовятся и меры поддержки семейного, родственного, т.н. неформального ухода за пожилыми. Нужна разработка мер межведомственного взаимодействия – чтобы медицина и социалка шли бы вместе, чтобы они приходили к человеку домой, вели его от самого начала потери самостоятельности, и до конца.
Нужно, чтобы мы могли на ранних этапах дать человеку возможность сохранить активность, продлить его самостоятельную жизнь, активное долголетие.
– То есть, сперва будут оценены потребности по регионам, а затем будут вводиться какие-то новые сервисы?
– Собственно, речь идет не столько о внедрении каких-то особенных новшеств, а о создании сбалансированной жизнеспособной системы долговременного ухода. Все элементы существующей социальной и медицинской системы будут собраны воедино, достроены недостающие элементы. Например, доработаны отсутствующие у нас в стране стандарты ухода.
И самое принципиальное, что эта система будет выстраиваться вокруг реальных потребностей пожилого человека. На всех этапах человек должен получать именно ту поддержку и помощь, которая ему нужна – не меньше, и не больше.
Если мы говорим об уходе – нужно исключить сегодняшние ситуации, когда, например, в интернате человек получает уход, а потом попадает в больницу, и из больницы его возвращают с пролежнями, потому что больница занимается не уходом, а лечением. Человека отпускают из интерната домой – и он снова оказывается в тяжелом состоянии.
Уход и помощь не должны прерываться, и если человек по своему состоянию нуждается в поддержке – он должен ее получать независимо от места нахождения. Речь идет о том, чтобы координировать оказание уже имеющихся видов услуг.
– Какова будет роль НКО при выполнении президентского поручения?
– Наша задача – выстраивать эту систему взаимодействия. Предоставлять экспертов, консультировать на всех этапах, оценивать промежуточные результаты. Но кроме этого – речь может идти и о выполнении НКО определенных социальных услуг. Мы видим, что в регионах часто не знают, кому можно поручить их исполнение.
– На какой срок рассчитан проект?
– Глобальный пилотный проект рассчитан на три года. За это время должна быть создана нормативная законодательная база, подготовлено огромное количество методических документов. После этого проблему можно будет решать уже на федеральном уровне, используя опыт нескольких регионов, которые сейчас будут это делать в разных условиях, при разной финансовой и демографической ситуации.
Важно понять, что мы не занимаемся изобретением каких-то проектов без необходимости. Проблема организации долговременного ухода актуальна сейчас буквально всюду – потому, что никогда еще в мире не было столько пожилых, которым нужна поддержка, не было такого количества людей старше 80 лет, не находящихся в тяжелом состоянии.
Везде присутствует этот кризис, везде – проблемы с финансированием. И везде эти проблемы решают пошагово. Ситуация такова, что это давно пора было начать – делать все так, чтобы система была ориентирована на человека, а не на собственные интересы.
Это объективная необходимость, и очень радует, что мы сейчас можем что-то сделать для поиска нужных решений».
Путин поручил развивать волонтерское движение и паллиативную помощь