Народный Фронт и правозащитники назвали риски из-за новых правил для ПНИ, и предложили улучшения
Недавно Минтруд подготовил и вынес на обсуждение новые правила для выписки из психоневрологических интернатов (ПНИ), приема в эти учреждения, и предоставления их подопечным временных отлучек.
Проект Народного Фронта «Регион заботы» оценил возможные опасности при внедрении новых положений, его эксперты внесли ряд предложений о том, как можно улучшить эти документы, чтобы защитить права инвалидов.
Проекты подразумевают появление независимой межведомственной комиссии, которая будет рассматривать обращения граждан о приеме в ПНИ, переводе в другой интернат, о временном выбытии или о выписке из ПНИ. По ее рекомендациям окончательные решения будет принимать директор интерната. В этой же комиссии можно будет оспаривать отказ во временном выбытии из ПНИ.
«Эта новая процедура, которой раньше не было», – рассказала «Милосердию.ru» юрист «Региона заботы» Евгения Кравец.
Преимущества нововведений
По ее словам, хорошо, что такие вопросы теперь будут рассматриваться не только директорами интернатов, но и независимой комиссией, причем с участием заявителя и его родственников, а также правозащитных организаций. Также вопрос обоснованности помещения человека в ПНИ будет проходить дополнительную проверку и определение мнения гражданина о его жизнеустройстве.
«Кроме того, раньше никак не регулировались вопросы принятия решений о временном выбытии гражданина из ПНИ. Поэтому многие ПНИ вообще никого не выпускали из интернатов, а особенно недееспособных и ограниченно дееспособных граждан. Появление такого регулирования – это прорыв. Мы надеемся, что это увеличит количество людей, которые смогут уехать в отпуск из ПНИ, чтобы провести время с близкими», – пояснила эксперт.
Что может принести вред?
«Разработанные проекты содержат существенные недостатки», – предостерегает эксперт.
Так, решение о переводе и выписке не должно приниматься директором интерната, который заинтересован в сохранении у себя контингента из финансовых соображений. Этот вопрос должен быть отнесен к компетенции регионального ведомства, ведающего вопросами соцобеспечения, а в отношении несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан он должен решаться с учетом мнения органов опеки и попечительства, уверена Евгения Кравец.
«Мы предвидим, что директора интернатов не будут регистрировать заявления людей о переводе, выписке и временном выбытии из интерната, чтобы избежать избыточной нагрузки», – отмечает она.
Служба защиты прав критикует проекты Минтруда
Практика показывает, что люди, которые живут в интернатах, часто просто не могут подать никакое заявление, рассказал Александр Гаганов, руководитель юридического отдела АНО «Служба защиты прав лиц, страдающих психическими расстройствами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», работающей в Нижегородской области.
«Подопечные, обращаясь к Службе, рассказывали, что руководство просто рвет бумаги прямо на их глазах. Например, в 2022 году Служба столкнулась с ситуацией, когда на протяжении долгого времени из Нижегородского частного ПНИ не осуществилось ни одного перевода. Около 30 человек хотели оттуда переехать, но руководство не реализовывало их право. Позже к решению проблемы подключились наши специалист», – заявил он «Милосердию.ru».
По словам Александра Гаганова, непонятна роль межведомственной комиссии, которой предлагается давать рекомендации о приеме человека в ПНИ. Ведь если его туда направили, значит местные органы соцзащиты уже установили, что он нуждается в помещении в интернат, и это записано в его индивидуальной программе предоставления социальных услуг (ИППСУ). Она является обязательной для интернатов, а решения комиссии – только рекомендательные, и что с ними может сделать директор, в случае, если комиссия рекомендует не принимать в ПНИ, – непонятно.
Таким образом, новый порядок скорее всего просто затянет процесс устройства человека в интернат, предполагает правозащитник.
Он отмечает, что в проекте нет критериев для решения о переводе подопечного из одного интерната в другой. Это создает риск нарушения права на выбор поставщика соцуслуг. С другой стороны, из-за своих особенностей подопечные могут не понимать, как отразится на качестве их жизни перевод в другое учреждение, и начинают вскоре проситься обратно, или еще куда-то. Поэтому правозащитники предлагают, чтобы комиссия оценивала, истинную мотивацию подопечного и то, как переезд изменит его жизнь – возможно, требуется не переезд, а решение накопившихся у человека проблем: коммуникативных, со здоровьем, с досугом и так далее.
Основными обстоятельствами, которые комиссия оценивает при выписке из ПНИ, являются дальнейшее жизнеустройство гражданина, получение гарантий обеспечения ему должного ухода, наличие жилья. С одной стороны, это действительно создает условия для защиты прав граждан с психическими заболеваниями, а с другой стороны создает барьер для выхода из ПНИ.
Дело в том, что проекты не содержат четких оснований для отказа гражданину в выписке из ПНИ, а содержат только перечень обстоятельств, которые комиссия должна оценить при подготовке рекомендаций. Это дает широкие возможности для произвольных решений об отказе по разным причинам по усмотрению комиссии и директора ПНИ.
Насколько такой документ противоречит правам человека?
Проекты усложняют реализацию права человека на выбор поставщика социальных услуг и на свободу передвижения, которые сейчас законом не ограничены, уверен Александр Гаганов. Некоторые пункты проекта о переводе и выписке подразумевают прямое вмешательство в личную жизнь людей. Например, если человек хочет выписаться из учреждения и жить дома с родными или близкими, Минтруд обяжет руководство интерната предоставить комиссии справку, характеризующую отношения проживающего и его близкого человека, а также провести «опрос» родственника, что противоречит конституционному праву на невмешательство в частную жизнь.
Если весь регламент будет сводиться к тому, что принимает решение все равно руководство ПНИ, как НКО, родственники или правозащитники смогут отстаивать права пациента?
Согласно проектам, родственники и близкие проживающих в ПНИ могут участвовать в заседании комиссии, а представители правозащитных НКО – входить в состав комиссии.
Основная задача родственников и правозащитных НКО – проконтролировать, что заявление проживающего в интернате было зафиксировано директором и передано на рассмотрение комиссии. А это, в свою очередь, возможно только при открытости интерната к посещениям и при отсутствии ограничений на общение (в том числе по телефону).
К сожалению, сейчас на рассмотрении находится еще один проект Минтруда о требованиях к посещению интернатов, который только усложняет посещения ПНИ в первую очередь для правозащитных организаций. По проекту, посещения НКО должны всегда согласовываться с региональными минсоцами и не могут быть свободными.
Эти нормы вводят дополнительные препятствия для защиты прав людей с психическими расстройствами.
Как некоммерческий сектор может повлиять на принятие регламента? Готовы ли чиновники выслушать тех, кто работает с подопечными ПНИ и знает обо всех их проблемах?
Команды проекта Народного фронта «Регион заботы» и АНО «Служба защиты прав» не были приглашены к разработке проектов. Поэтому в рамках общественного обсуждения мы подготовили предложения и комментарии к проектам и направили их в Минтруд.
Повысить правовую защищенность граждан, проживающих в ПНИ позволит:
– определение правового статуса комиссии и ее рекомендаций;
– предоставление регионам возможности создания нескольких составов комиссий по территориальному принципу;
– уточнение функций комиссии на этапе приема гражданина в ПНИ во избежание дублирования полномочий и избыточной нагрузки на органы власти;
– окончательное решение о переводе и выписке из ПНИ должно выноситься органами социальной защиты, а не директором, который финансово заинтересован в оставлении гражданина в интернате;
– открытость ПНИ для родственников и правозащитных организаций.