БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» начал сбор информации о случаях пребывания в больницах детей-сирот до 5 лет без постоянно находящихся с ними взрослых. Поводом стало поступление новой информации о продолжении этой недопустимой практики, запрещенной еще в 2015 году указом Минздрава.
«Я прошу всех, кто видел в любой детской больнице детей-сирот без ухода, длительное время – одних, писать мне об этом, – написала в Facebook глава благотворительной организации Елена Альшанская. Она попросила указывать город, больницу и отделение, где отмечены такие случаи, а при наличии фотографий – приложить их. Также в фонде просят откликнуться НКО, продолжающие собирать деньги на нянь, памперсы или питание для находящихся в больнице сирот. Сведения можно сообщить на электронную почту office@otkazniki.ru.
«Я не буду никому передавать ваши данные, – подчеркнула руководитель фонда. – И не надо, пожалуйста, бояться, что вы навредите детям.
Больше, чем молчанием, им нельзя навредить – ситуация меняется слишком медленно, и пострадавших детей – тысячи на страну. Тысячи. Это надо прекратить».
«Собирая сведения о сиротах, в одиночестве оставленных в больницах, мы хотим найти решение этой проблемы. Точнее сразу нескольких, – рассказала Елена Альшанская порталу Милосердие.ru.
– Первая из них – сложившаяся исторически система направления в больницу на обследование детей, отобранных из семьи, отказных из родильного дома или по каким-то причинам оставшихся без родных. Такое до сих пор практикуется во многих регионах, несмотря на полностью меняющий эту практику изданный в 2015 году приказ Минздрава № 170.
То есть дети, часто ничем не больные, оторванные от родных, помещаются в больничные палаты, без присмотра и ухода, на общих условиях пациентов больниц.
И, к сожалению, когда приказ исполняется, и оставшиеся без семьи дети попадают не в больницу, а в детдом – бывает, что их там также помещают в изолятор, где они остаются в одиночестве. Это также проблема, которую мы хотим решить – чтобы для них была предусмотрена организация индивидуального поста, с воспитателем, а не медсестрой, которая заглядывает лишь несколько раз по необходимости.
Это самый страшный период для ребенка – оторванного от дома, помещенного в неизвестность. Бросать его в «одиночную камеру», одного – это жестокое обращение.
И вторая история – это дети из детских домов, которые направляются на лечение. У детских домов нет возможности иметь в штате отдельных сотрудников для сопровождения детей в больницы.
Эта проблема в первую очередь касается детей, по крайней мере, до пяти лет, и детей с тяжелой инвалидностью – тех, кто никогда не должен оставаться один.
Такие дети не могут себя обслуживать, не могут самостоятельно поесть, не могут поменять себе памперс и т.д. Либо больница должна обеспечить индивидуальный пост, либо своего сотрудника все-таки должно прислать детское учреждение.
Однако, сейчас ни у тех, ни у других нет ни соответствующего бюджета, ни основания в перечне услуг для выделения финансирования. Где-то детскому дому удается вырвать сотрудника из работы с остальными детьми, еще непонятно как ему работу не на рабочем месте оплатить, или детьми приходится дополнительно, в какие-то минуты буквально свободные заниматься медсестрам, у которых совсем другой функционал и занятость с последними сокращениями штатов будь здоров.
Чаще всего это решается силами волонтеров или оплаченных нянь от НКО. А, иногда, что гораздо страшнее, ребенок-сирота не получает вовремя нужного ему лечения, потому что некого с ним положить в больницу.
Со времени публикации мы получили сообщения о более, чем сотне случаев.
Из-за специфики соцсетей значительная часть из них – в Москве и области, но есть и истории из очень разных регионов. В некоторых из них сообщают, что проблема там решена, но силами не государства, а НКО, берущих на себя заботу о всех маленьких сиротах в больничных учреждениях.
Мы надеемся, что в обозримое время нам удастся как-то изменить ситуацию, но мы готовы принимать сведения о таких случаях постоянно. Когда в 2015 г. был принят приказ № 170, нам казалось, что проблема скоро будет решена. Увы, мы слишком часто узнаем, что это далеко не так».