С 1 декабря вступил в силу закон о контроле за деятельностью иностранных агентов, принятый в июле 2022 года. Он вводит ряд новых правил для лиц и организаций, наделенных этим статусом.
Иностранным агентам теперь запрещается просветительская деятельность в отношении детей; преподавание в государственных и муниципальных учреждениях; производство информационной продукции для детей; получение финансовой поддержки от государства; участие в проведении государственной экспертизы. Они не смогут эксплуатировать «значимые объекты критической информационной инфраструктуры» и заниматься ее безопасностью.
«Иноагенты не смогут работать на государственной или муниципальной службе, быть членами избирательных комиссий, выступать организаторами публичных мероприятий. Также они не смогут инвестировать в стратегические предприятия в России, пользоваться системой упрощенного налогообложения, вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов и политических партий», – отметили в Госдуме.
Иностранные агенты обязаны сообщать о наличии этого статуса своим работникам и органам публичной власти, если они туда обращаются, лоббируя свои интересы. Также иноагенты должны маркировать материалы, которые они производят.
По новому закону, иностранный агент – это «лицо, получившее поддержку из‑за рубежа или находящееся под иностранным влиянием и занимающееся в России политической деятельностью, целенаправленным сбором сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ или распространением сообщений и материалов для неограниченного круга лиц».
«Иностранным влиянием считается «предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами».
Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранным источником денежных средств или иного имущества, а также оказание организационно-методической, научно-технической или иной помощи. Четкие критерии того, что именно будет считаться иностранным влиянием, в том числе в иных формах, установит Министерство юстиции.
Иностранными источниками могут быть как иностранные государства и организации — в том числе международные, структуры без образования юрлица, — так и граждане других стран, а также российские юрлица и граждане, уже получающие зарубежное финансирование или поддержку».
Источник: официальный сайт Госдумы
В соответствии с законом, иноагентами могут быть признаны российские и иностранные юрлица независимо от их организационно-правовой формы; общественные объединения и иностранные структуры, в том числе действующие без образования юридического лица; физические лица независимо от их гражданства.
По новому закону статус иноагента не могут получить органы публичной власти РФ, госкомпании и госкорпорации, а также подконтрольные им лица; религиозные организации; политические партии;
объединения работодателей, торгово-промышленные палаты; члены международных организаций, прибывшие в Россию для исполнения служебных обязанностей.
Минюст ведет теперь единый реестр, куда заносятся иностранные агенты, а также реестр аффилированных с ними физических лиц. Вводится механизм исключения из реестра иностранных агентов.
Во время подготовки закона о контроле деятельности иноагентов его проект подвергался резкой критике со стороны правозащитников. Однако их поправки были учтены лишь частично, рассказали «Милосердию.ru» в президентском Совете по правам человека.