Минпросвещения России определило направления совместной работы с родителями детей-инвалидов. Вопросы, сбор которых велся в течение полутора месяцев, обсуждались на встрече замминистра Татьяны Синюгиной и ряда руководителей министерства с представителями Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), прошедшей 5 декабря.
Средства на обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ поступят в регионы из федерального бюджета в рамках национального проекта «Образование», сообщила представитель Минпроса. По ее словам, огромным достижением станет федеральная поддержка организаций, реализующих адаптированные образовательные программы – деньги пойдут на приведение в соответствие существующей материально-технической базы, оснащение, создание условий для профориентации, повышения квалификации и подготовки специалистов, которые работают с детьми с инвалидностью и ОВЗ
«В ходе встречи родители детей-инвалидов получили ответы на вопросы по поводу ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования, обеспечения учебниками и питанием, оценивания учебных результатов и предоставления услуг ассистента, – заявили в министерстве.
– Во время встречи обсуждались проблемы подготовки педкадров для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, а также возможность консультирования родителей и педагогических работников в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, на базе которых для детей с ОВЗ и инвалидностью проводятся коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия».
«В Минпросе высоко оценили проведенную родителями детей-инвалидов работу по сбору вопросов, и их анализу, позволяющую говорить об общем, системном подходе, – рассказала порталу Милосердие.ru председатель совета ВОРДИ Елена Клочко. – При этом частные вопросы регионов мы также передали в министерство, они будут решаться. Минпрос обратится к региональным департаментам и министерствам образования, чтобы они провели совещания с местными организациями ВОРДИ по этим и другим важнейшим проблемам, в Москве будут ждать от каждого региона обратную связь.
Еще один важный результат для представителей родительских организаций – новая информация, которую они получили в Минпросе в результате поездки. Оказалось, что о многих мелких, но важных обстоятельствах и возможностях в регионах не знают, в том числе, и чиновники. Проведение этой встречи, открытость министерства, готовность обсуждать с родителями то, что их волнует, понимание того, что диалог с родителями помогает Минпросу видеть реальную ситуацию на местах, договоренность о будущем сотрудничестве – все это очень важно».
«Родители чаще не задавали вопрос, а описывали сложности, с которыми сталкиваются в обучении своих детей, – рассказала председатель РО ВОРДИ Московской области Наталья Авилочева. – Наибольшее количество поступивших вопросов – про реализацию инклюзии, предоставление необходимых ребенку тьютора и ассистента-помощника, предоставление коррекционно-развивающих занятий, адаптацию материала, контрольных, итоговой аттестации, индивидуальных часов по отдельным предметам, необходимых конкретному ребенку согласно заключению психолого-медико-педагогической комиссии, и вопрос нехватки квалифицированных кадров.
Отказ в зачислении и домашнее обучение
Одним из острейших вопросов (треть от поступивших личных обращений) является отказ в приеме ребенка в образовательную организацию. Другой острой проблемой родители назвали обучение ребенка на дому, семьи сталкиваются с нарушениями по количеству предоставляемых часов, с запретом ребенку присутствовать на общих уроках его класса, и, главное – с тем, что школа требует от родителя справку и заявление на «надомное» обучение, даже если диагноз ребенка не входит в перечень для организации обучения на дому, мотивируя тем, что только так может получить повышенное финансирование на обучение этого ребенка.
Татьяна Юрьевна Синюгина обозначила позицию Министерства просвещения о недопустимости такого подхода: «Когда инклюзия начинает приобретать такие формы, что ребенок находится лишь в списочном составе образовательной организации, а по сути все остается неизменным, он все так же обучается на дому – вот такая форма инклюзии нам совершенно не нужна».
Тьюторы и ассистенты
Отдельным поводом для беспокойства родителей является различная трактовка регионами и образовательными учреждениями функционала тьютора и ассистента-помощника. Предложение родителей об уточнении этих моментов в нормативной базе для исключения разночтений на местах принято Министерством Просвещения положительно.
Ресурсные зоны, классы, группы
Среди организационных вопросов, таких как переполненность классов/групп, отсутствие коррекционных классов/групп, на первом месте – запрос родителей на открытие ресурсных зон/классов. ВОРДИ со своей стороны озвучила предложение направить в регионы методические рекомендации по организации такой формы обучения, и получила поддержку со стороны Министерства. Дело за малым – разработать комплект документации, описывающий данную форму обучения, и согласовать ее с Министерством просвещения.
Обучение поступивших до вступления в силу ФГОС
Большой проблемой является обучение детей, поступивших в школу до 2016 года, до вступления в силу Федерального образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС). Родители сообщали, что у их детей, поступивших в школу до 2016 года, в учебном плане – меньшее количество часов, отказываются предоставлять тьютора и ассистента помощника, адаптировать программу, вплоть до того что заложено разное финансирование. Например, в Челябинской области разница в подушевом финансировании на ребенка, начавшего обучение до 2016 года, и после – в 2 раза.
К сожалению, на данный момент позиция Министерства Просвещения неизменна: на детей, поступивших в школу до 01.09.2016 года, действие нового стандарта не распространяется.
Обучение по СИПР
Родителей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития волнует вопрос обучения ребенка по специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Школы не просто отказываются ее разрабатывать, а настаивают на оформлении ребенка на семейную форму обучения, чтобы снять с себя всякую ответственность за образование ребенка, при этом никакой материальной компенсации родителю не предусмотрено в большинстве регионов страны.
Школьный консилиум: оказывается, у него больше прав, чем думали
Министерством просвещения в данный момент ведется работа по реформированию системы психолого-медико-педагогического сопровождения, в связи с чем родители внесли предложение о расширении полномочий школьного консилиума, т.к. педагоги, работающие с ребенком, лучше видят его возможности и потребности, и имеют необходимость по запросу родителя менять уровень программы ребенка в течение учебного года.
Ответ представителей Министерства просвещения потряс, оказалось что и на данный момент это не запрещено и может реализовываться школьным консилиумом. Но, по опыту родителей, школы не берут на себя такую ответственность. Достигнута договоренность с министерством о том, чтобы предоставить сформулированные предложения родителей, чтобы внести этот момент в перерабатываемое сейчас Положение о школьном консилиуме.
Подготовка педагогов
Так как наибольшее количество обращений поступило от родителей детей с расстройствами аутистического спектра, то не смогли обойти и вопрос методик обучения педагогических кадров для этой категории детей.
Министерство просвещения провело в текущем году мониторинг потребностей регионов в коррекционных педагогах и педагогах инклюзии, показавший дефицит кадров в 100 тысяч человек, и мониторинг региональных ВУЗов повышения квалификации на предмет наличия программ обучения педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В регионы направлены рекомендации для решения вопроса квалификации и дефицита кадров, в том числе в рамках программы «Доступная среда» ежегодно запланировано повышение квалификации 10-15 тысяч сотрудников образовательных учреждений за счет федеральных средств.
Финансирование образовательного процесса
Практически все озвученные родителями проблемы вытекают из недостатка финансирования. Основным документом, регулирующим школьное образование, является приказ Министерства образования и науки РФ №1015, содержащий в себе норматив расчета финансового обеспечения образовательного процесса.
Родители просчитали разницу между заложенным на данный момент регионами подушевым финансированием, и тем, которое необходимо для реализации адаптированных программ на основании приказа. Разница получилась от 7 до 12 раз в зависимости от вида программы только для первого уровня программ согласно ФГОС. И родители просят еще раз разъяснить регионам обязательность исполнения приказа в части финансового обеспечения, в связи с тем, что практически ни в одном регионе он не исполняется.
Предложения родителей приняты к рассмотрению Министерством просвещения.
Медицинское сопровождение и питание при диабете и других особенностях здоровья
Невозможно было обойти вниманием и вопрос медицинского сопровождения и питания в образовательных организациях детей с сахарным диабетом и другими особенностями здоровья, требующими индивидуального подхода.
На данный момент вопрос прорабатывается совместно министерствами просвещения и здравоохранения Российской Федерации. Родители просили подключить их к этой работе и получили принципиальное согласие.
Буллинг – травля в школе
Особое внимание на встрече было уделено проблеме буллинга, и предложенному родителями возможному варианту решения – адаптировать под наши реалии финскую программу антибуллинга KIVA, реализуемую уже более чем двадцатью странами мира с положительным результатом.
Возраст перехода с дошкольного образования в школу
Среди родителей детей дошкольного возраста на первом месте – вопрос возраста перехода из дошкольного учреждения в школьное, в связи с тем, что детей, которым на 1 сентября исполнилось 7 полных лет, направляют в школы независимо от степени их готовности к обучению в классе, несмотря на норму закона, которая предполагает дошкольное обучение до 8 лет.
Принципиальное согласие Министерства просвещения еще раз разъяснить регионам этот момент получено в ходе встречи.
Обучение лиц 18+, считавшихся необучаемыми
Вопрос обучения лиц старше 18 лет также не обошли стороной, и одной из важных проблем является обучение начальным навыкам грамоты и арифметики лиц, ранее признанных необучаемыми. Министерство планирует в течение 2-3 лет начать реализацию программ по обучению этой категории, сейчас идет разработка и апробация таких программ.
Другие вопросы
Среди часто задаваемых также вопросы доступной среды, технического оснащения образовательных организаций специализированной мебелью и учебниками, отсутствия уроков адаптивной физкультуры, дополнительного образования, ранней помощи. Все собранные вопросы переданы в Министерство просвещения».
Более подробную информацию о результатах встречи в ВОРДИ планируют опубликовать в течение следующей недели – после 9 декабря.