Число инвалидов, прошедших тренировочное обучение и постоянно живущих на условиях сопровождаемого проживания в России, назвал глава Минтруда Антон Котяков.
«У нас уже сейчас на постоянном сопровождаемом проживании более 2500 человек», – заявил он в ходе встречи президента с инвалидами и представителями НКО. По запросам регионов необходимо создать еще около 6000 мест для сопровождаемого проживания, пояснил министр.
По его словам, сейчас сопровождаемое проживание практикуется в 49 регионах России. В Минтруде надеются, что постепенно оно будет внедрено по всей стране.
Цифры, названные министром, нуждаются в уточнении, полагает председатель Совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Елена Клочко.
«2500 человек на сопровождаемом проживании – это и участники инициативных проектов НКО, и те, кто живет в так называемых отделениях сопровождаемого проживания в психоневрологических интернатах (ПНИ). И последний вариант – это нонсенс. Потому что сопровождаемое проживание не может проходить в стационаре, так как названо «стационарозамещающей технологией» уже во многих документах Минтруда», – пояснила эксперт «Милосердию.ru».
По словам Елены Клочко, еще больше возникает вопросов к тезису о том, что требуется создать лишь 6000 мест для сопровождаемого проживания – ведь 156 000 человек в России уже находятся в ПНИ, и общественники настаивают, что каждый из них по мере возможности и с необходимым дополнительным объемом социального обслуживания, сопровождения и т. д. может проживать вне стационарных условий.
«А всего инвалидов с ментальными нарушениями у нас 1 млн 46 тыс. Если вычесть из этого числа количество жителей ПНИ, то становится ясно, что 85% ментальных инвалидов живут у себя дома», – пояснила председатель Совета ВОРДИ.
Говорить, что места для сопровождаемого проживания надо готовить только для живущих сейчас в ПНИ, причем для малой их части, – неверный подход, уверена она: «Те, кто сейчас живут дома, не должны попасть в интернаты, когда их родители умрут или состарятся. Для них тоже нужны места в сопровождаемом проживании. И это никак не 6000».
Ранее уже выходило поручение президента о развитии сопровождаемого проживания не в стационарных учреждениях, не в интернатах – а в малых группах, на основе опыта НКО.
«В первую очередь важно унифицировать эти услуги, сделать их доступными как для тех, кто уже живет в интернатах, но хочет и может выйти оттуда, – так и для тех, кто сейчас живет дома, чтобы они не попали в интернат, – заявила Елена Клочко. – Отдельно нужно подчеркнуть тут необходимость дневной социальной занятости или дневного пребывания – как показывает зарубежный опыт, они часто имеют решающее значение для того, чтобы люди с нарушениями продолжали жить в семьях.
Говорить, что в сопровождаемом проживании нуждаются лишь несколько тысяч из 156 000 живущих в ПНИ – глубоко неверный подход. Чтобы оценить объем необходимой помощи и поддержки в рамках сопровождаемого проживания, нужен верный подход. Сейчас для этого готовится серьезный, большой опросник, какие применяются за рубежом, чтобы понять степень готовности человека, уровень его социализации и выяснить, какие услуги и в каком количестве ему необходимы».
Ранее вопрос о числе проживающих на сопровождаемом проживании инвалидов и необходимом количестве новых мест для такого проживания уже становился предметом спора между чиновниками и представителями профильных НКО. Так, по оглашенным Минтрудом данным за 2020 год, услуги сопровождаемого проживания получали более 5000 человек, а нуждались в них еще более 5500 людей с нарушениями.
«Если подходить к вопросу не формально, дать людям возможность познакомиться с сопровождаемым проживанием – уверена, уже сейчас выбор в его пользу сделали бы около 100 000 человек, а никак не 5000», – заявила тогда «Милосердию.ru» директор по внешним связям БО «Перспективы» Светлана Мамонова.