В сети выставлены на продажу базы данных с информацией о сотнях тысяч граждан, якобы купивших поддельные справки о вакцинации от ковида или результатах ПЦР-тестов, передает «Коммерсант».
Сведения могли быть собраны на сервисах по продаже фальшивок, которые специально создавались, чтобы затем можно было бы также шантажировать покупателей, полагают эксперты. По словам юристов, и создателям этих сервисов, и покупателям, внесенным в базы, может теперь грозить уголовная ответственность.
Стоимость базы на 1 тыс строк составляет 120 долларов (около 8,5 тыс руб по курсу на 11 ноября), узнали корреспонденты издания, связавшись с одним из продавцов. За эти деньги им предложили получить паспортные данные покупателей, их адреса, номера телефонов, СНИЛС, и сведения о дате покупки. Также на продажу могут предлагать и номер полиса ОМС участников незаконных сделок.
Как рассказали опрошенные изданием эксперты, в самой большой из таких баз данных упомянуты более полумиллиона жителей Москвы и Подмосковья, а сведения об одном человеке стоят 30 – 40 рублей. Другой ресурс, созданный жителем Севастополя, предлагает купить справки по 1,5 тыс рублей, и там уже продано более 9 тыс фальшивых тестов.
Теперь мошенники могут начать предлагать услуги, якобы гарантирующие удаление данных о покупателях из выставленных на продажу баз, или создавать новые ресурсы, предлагая проверить наличие своих данных в этих базах, считает руководитель группы анализа угроз информационной безопасности Positive Technologies Вадим Соловьев.
«Наивно полагать, что злоумышленники будут внимательно относиться к вашим персональным данным, если вы обратились за нелегальной услугой»,— подчеркивает директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity a Softline company Александр Дворянский.
Покупатели фальшивых сертификатов о вакцинации могут быть привлечены к ответственности за использование заведомо поддельного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ), максимальное наказание по этой статье – до одного года лишения свободы, рассказал управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. По его словам, организаторов торговли фальшивками могут признать виновными в их изготовлении и сбыте (ч. 1 той же статьи), максимальное наказание – до двух лет заключения.