Менее чем через год после смерти Жана Ванье, известного благотворителя, основателя сети общин «Ковчег» и «Вера и свет», которые помогают людям с ментальными расстройствами, были обнародованы свидетельства о его неподобающем поведении.
Согласно расследованию, которое международная христианская благотворительная организация «Ковчег» инициировала в апреле 2019 года, Жан Ванье в период с 1970 по 2005 год вступил в интимные отношения как минимум с шестью женщинами. Все эпизоды характеризуются авторами отчета как содержавшие элементы принуждения. Все пострадавшие – взрослые женщины без ментальных расстройств. Кроме того, Ванье обвиняют в сокрытии ряда аналогичных преступлений, совершенных его духовным отцом, священником Томасом Филиппом, и намеренной лжи.
Результаты расследования были опубликованы 22 февраля 2020 года на сайте американского «Ковчега». «Мы расстроены и безоговорочно осуждаем эти действия», – заявил официальный представитель «Ковчега» Стефан Познер. Сотрудники организации предполагают, что полученные результаты не окончательны, и могут появиться другие свидетельства.
С чего все началось?
Первые подозрения о том, что Жан Ванье скрывает от своих соратников по «Ковчегу» правду, закрались в 2014 году. Тогда было инициировано расследование в отношении сексуальных преступлений, совершенных Томасом Филиппом – духовным отцом Ванье, умершим в 1993 году. Филипп был запрещен в служении в 1956 году на несколько лет за ряд аналогичных эпизодов, однако причина запрета тогда официально не объявлялась – Ватикан счел необходимым лишь донести до всех духовных чад священника-доминиканца запрет на общение с ним. Со временем, когда скандал утих, Филипп вернулся к служению – стал исповедовать прихожан и принимать участие в таинствах.
Томас Филипп оказал огромное влияние на Жана Ванье и считается одним из сооснователей «Ковчега». Соратники Ванье по организации стали сомневаться, что он лично ничего не знал о сомнительных духовных практиках и нарушении обетов, которые позволял себе Филипп (вступая в отношения с женщинами, священник мотивировал это некими «духовными» причинами, объясняя, что таким образом через него происходит контакт с высшими силами).
Сам Жан Ванье дважды комментировал результаты расследования 2014 года. В 2015-м и 2016-м гг. он заявил, что ничего не знает о прегрешениях о. Филиппа. Затем, в 2016 году Ванье слегка изменил свои показания, признав, что был в курсе происходящего, однако считал что отношения его духовного отца с женщинами не были построены на принуждении.
Однако уже в 2016 году в распоряжении руководства «Ковчега» был рассказ одной из женщин, которая была свидетельницей событий 1970 года с участием Ванье и Филиппа. В 2019 году появилась еще одна свидетельница. Когда после смерти Жана Ванье в июле 2019 «Ковчег» получил доступ к его архиву, было запущено двойное расследование. Церковный историк Антуан Морж пытался разобраться с линией священника Томаса Филиппа, а британская группа GCPS Consulting, специализирующая на работе с жертвами сексуального насилия, вела опрос жертв. В результате вскрылись эпизоды с участием не только Филиппа, но и самого Ванье.
К каким выводам пришло расследование?
В настоящее время женщин, свидетельствующих против Ванье, шестеро. Авторы расследования сразу заявили, что раскрывать их имена не намерены, и что показания были тщательно перепроверены. Эпизоды отношений Ванье с этими женщинами охватывают период с 1970 по 2005 годы. Среди пострадавших нет инвалидов и женщин с ментальными особенностями, то есть это не были подопечные «Ковчега». Речь идет о женщинах, которые в то или иное время помогали Ванье. Сред них были одинокие, замужние и даже те, кто добровольно принял целибат (в докладе, однако, не указано, что речь идет о монахинях).
Авторы доклада особо указывают на два важных с их точки зрения момента. Первый – то, что «расследование не ставило целью установить, могут ли какие-либо из предполагаемых инцидентов или событий представлять собой возможные уголовные нарушения». Второй же сформулирован следующим образом: «Любые выводы административного анализа такого рода основаны на «балансе вероятностей», а не на стандарте доказательств «вне всякого сомнения». Принимая во внимание имеющиеся доказательства, следственная группа пришла к выводу, что события можно считать «более вероятными, чем не происходившими на самом деле».
Важно также, что никто из упомянутых женщин не был знаком друг с другом. Однако все они пересказывали более или менее одинаковые истории. Для уточнения были проинтервьированы еще более 30 человек, в разное время имевших отношение к «Ковчегу».
Большинство жертв Ванье говорили, что доверяли создателю «Ковчега», в то время как он использовал свою власть, чтобы вовлечь их в свои неподобающие практики. Фактов физического насилия не установлено, но говорить о том, что имели место психологические манипуляции, можно. В исследовании говорится, что все шестеро затем были вынуждены обращаться к психологам и тяжело переживали происшедшее.
При этом необходимость вступить с ним в связь Ванье мотивировал так же, как и его духовный отец Томас Филипп, объявляя женщинам, что таким образом они контактируют с высшими силами.
Расследование также установило, что Жан Ванье с самого начала, еще в 1956 году знал, за что был наказан его духовный отец. Об этом свидетельствует ряд писем и церковных документов, добытых из архива самого Ванье и предоставленных Орденом доминиканцев, к которому относился Томас Филипп. Примечательно, что, зная о сомнительных практиках священника, Ванье поддерживал их, неоднократно обсуждая с духовником возможность вступать во внебрачные связи (об этом косвенно свидетельствует переписка). Кроме того, он позволил Томасу Филиппу поселиться в 1963 году в деревушке Тролли-Брёй, где была основана первая община «Ковчега», и продолжать свои «похождения», подвергая риску все больше и больше женщин. Общее число жертв Томаса Филиппа до сих пор не известно.
Как реагирует Католическая Церковь?
Реакция Католической Церкви на происшедшее последовала в тот же день, когда был опубликован отчет «Ковчега». Поскольку Жана Ванье в течение жизни считали значительной духовной и социальной фигурой в общественной и религиозной жизни Франции, отмалчиваться в этом случае не получилось бы. В заявлении, которое сделала Конференция епископов Франции, говорится о том, что представители Церкви узнали о происшедшем «с удивлением и болью».
Епископы поблагодарили женщин, рассказавших о том, что стали жертвами Жана Ванье, за мужество, с которым они решились свидетельствовать о преступлениях. Представители Церкви также отдельно указал на смелость руководителей «Ковчега», решившихся обнародовать скандальную информацию, которая, несомненно, повредит репутации этой международной организации.
Представители Ордена доминиканцев, к которому принадлежал Томас Филипп, объявили, что по итогам публикации отчета «Ковчега» начинают собственное расследование. Оно будет в равной мере касаться как самой личности Филиппа, так и его «учения».
Домиканцы говорят, что на изучение документов у созданной ими комиссии уйдет не мерее двух лет. Работать будут церковные историки, которые должны установить все вехи жизни Филиппа и выяснить, почему ему все-таки не помешали продолжить служение после запрета в 1956 году. Кроме того, подключатся богословы, которые должны будут изучить «доктрину», на которую опирался священник, оправдывая свои связи с прихожанками, и полностью ее ниспровергнуть.
Официальной реакции Ватикана пока не последовало, однако новость о публикации расследования была опубликована на его новостном сайте.
Как пытается исправить ситуацию «Ковчег»?
Происшедшее сильно ударило по репутации «Ковчега». Организация, которая начиналась с одного небольшого приюта для ментальных инвалидов, сегодня является международной, включает в себя 154 филиала в 38 странах. Руководство «Ковчега» признает, что сознательно пошло на публикацию результатов расследования и изначально было против того, чтобы скрывать правду – именно желая сохранить наработанное годами доверие подопечных и благотворителей.
Глава французского отделения «Ковчега» Пьер Жаканд в разговоре с журналистами признал, что до сих пор пребывает «в изумлении», описывая свои ощущения как «головокружительную пропасть между человеком, которого мы знали, и тем, что мы узнаем о его жизни». Жаканд говорит, что долго не мог принять правду и находился в отрицании, убеждая себя: «Этого просто не могло быть». «Жан Ванье был моим другом, он сделал много хорошего не только мне, но и сотням, тысячам других людей. Но при этом он предпочел лгать нам, а не отказаться от «теорий» отца Томаса Филиппа, которых он придерживался и которые сам применял на практике».
Сегодня «Ковчег» заявляет, что по результатам опубликованного расследования продолжит работу, чтобы установить все ранее скрытые подробности происходившего. В организации ожидают, что, узнав о результатах, к ним могут обратиться и другие женщины, пострадавшие от действий Томаса Филиппа и Жана Ванье. Всем им гарантируется полная конфиденциальность.
Пережить происшедшее нужно и сами сотрудникам «Ковчега». Сообщается, что специально для них будут открыты специальные «пространства» (в широком смысле этого слова), где можно будет обсудить происшедшее и поделиться своими переживаниями. Это, считает руководство «Ковчега», поможет коллегам быстрее и эффективнее справиться с переживаниями и избежать выгорания. «Мы уверены в нашей коллективной способности пережить этот кризис», – заявил в своем открытом письме официальный представитель «Ковчега» Стефан Познер.
Источники: