В Москве начался набор в волонтерскую группу, которая будет работать в психоневрологическом интернате (ПНИ) №30. Об этом рассказали в добровольческом движении «Даниловцы», начавшем этот проект вместе с благотворительным фондом «Просто люди».
По словам организаторов, главная задача добровольцев – дать живущим в интернате людям общение, в котором они очень нуждаются. Для этого могут применяться различные формы организации их досуга. «И самое главное, в процессе общения рождаются уважительные, теплые и живые отношения между волонтерами и подопечными — то, что действительно лечит душу», – подчеркнули в движении «Даниловцы».
Волонтеры начнут посещать интернат с 22 января. Неделей раньше для них проведут тренинг по работе с подопечными. Чтобы стать участником группы, необходимо заполнить анкету на сайте «Даниловцев» и пройти собеседование.
«Важно понимать: это именно интернаты для взрослых – не психиатрическая больница, не «сумасшедший дом»,- рассказал порталу Милосердие.ru руководитель добровольческого движения Юрий Белановский. – Это продолжение детских интернатов – место, где живут люди.
У многих из них есть свои особенности, связанные с психическими заболеваниями. Но это не лечебное учреждение, а место, где живут «особые» люди. Там находятся те, чье поведение сбалансировано, в случае обострения их отправляют оттуда в больницу.
Некоторые из живущих в ПНИ внешне ничем не отличаются от тех, кто живет по другую сторону забора. Другие выглядят по-особенному в силу своих заболеваний, но тоже ходят, общаются, задают вопросы. Им интересен каждый посетитель. Как я понимаю, у них очень обособленная жизнь.
Система психоневрологических интернатов была создана при советской власти, и неподготовленному человеку они могут показаться похожими на тюрьму. Там могут быть высокие заборы, крепкие санитары, пропускной режим. Решетки на окнах, у дверей может не быть ручек. Известно, что в каких-то интернатах существует подобие карцера. То есть, человек, формально не лишенный свободы, ни в чем не виновный, может подвергаться каким-то внутренним наказаниям.
Люди, живущие в ПНИ, оказались там не потому, что сделали что-то плохое – а потому, что окружающие не смогли им вовремя помочь, найти для них место в жизни. От многих из них отказались родные. Значительная часть находящихся в ПНИ попадает туда из детских домов – интернатов для умственно отсталых. У таких людей нет будущего. И это надо менять.
Для этого и нужны волонтеры. Подопечные интернатов достойны обычной жизни, как и каждый из нас. Они нуждаются в общении, у них есть потребность в друзьях, в прогулках, узнать что-то новое, куда-то съездить.
Прогулки, рукоделие, занятия – это действительно то, значение чего очень трудно переоценить. Изнутри эти учреждения выглядят, как огромные общежития. Коридорная система, комнаты, по зданию ходят люди. Кто-то из них здоровается, общается.
Понятно, что необходимой системы досуга у них нет. Бывают какие-то мероприятия, но, по большому, счету люди сжигают свое время, тратят его в пустоту. Чем больше их время будет насыщено, чем больше они смогут что-то узнать, чему-то научиться – тем лучше.
– Кого вы приглашаете стать волонтером?
– Мы ограничиваем лишь нижний предел возраста, но это – не жесткое ограничение. Хотелось бы, чтобы к нам пришли добровольцы старше 25 лет. Это связано с тем, что большая часть жителей интернатов — взрослые. Лучше, чтобы с ними общались те, у кого есть жизненный опыт, чтобы общение шло на равных. Но в конечном счете все зависит от человека, на собеседовании мы готовы рассматривать разные кандидатуры.
Что касается внутренней мотивации, – я думаю, что здесь с благодарностью надо принять любую. Если есть человек, который является специалистом по каким-нибудь танцам, может разработать несложный мастер-класс, провести его, у него есть опыт работы с взрослыми людьми, с подростками – я абсолютно убежден, что это будет пользоваться популярностью. Если кто-то может рисовать, делать поделки – пожалуйста.
Есть люди, которые с большим сочувствием относятся к чужому одиночеству. Для них интернат – это благодарное место, где подопечные готовы слушать, все что интересно, рассказывать о своей жизни, любят когда их слушают Многие из них с благодарностью ждут, чтобы им прочитали какую-нибудь книгу…
Востребовано все, что связано с простым общением. Мы будем рады тому кто чувствует, что у него есть такой потенциал, и он готов подарить свое общение кому-то…
Есть возможность и для таких людей, которые не очень любят общаться, но они могут просто прогуливать подопечных. Некоторые из жителей интернатов – в силу возраста, или каких-то нарушений – не могут сами гулять. Их нужно вывозить гулять на коляске, или поддерживать человека за руку чтобы не поскользнулся, и так далее.
Мы хотим позвать всех, кто неравнодушен к одиночеству, брошенности, хотел бы скрасить жизнь таких людей, научить их чему-то.
– Чему будут обучать волонтеров?
– Мы набираем первую группу. Хотя возглавлять ее будет опытный человек, много лет работающий в психбольницах и интернатах – мы не хотели бы отправлять туда людей без подготовки. Для нас важно, чтобы они были командой, группой, чувствовали потенциал друг друга, знали,в чем можно друг на друга положиться. Может быть, разработали бы какой-то план на ближайшее время.
– Говорят о реформе системы ПНИ в Москве. Она коснется и 30-го интерната, где будут работать волонтеры?
Она уже идет. Этот интернат — пилотная площадка. Интернат будет открыт для волонтеров, и это – важная часть реформы».
Мы танцевали, лежа на полу: волонтер в психоневрологическом интернате