Неговорящий лежачий ребенок со множественными нарушениями развития, взятый под опеку директором БФ «Дом с маяком» Лидией Мониавой, зачислен в обычную школу рядом с ее домом в Москве. Он будет посещать некоторые общие занятия вместе с обычными детьми, рассказала его опекун.
По ее словам, в школе, входящей в проект столичного правительства по обучению детей с особыми потребностями, есть пандус и гусеничный подъемник для перемещения между этажами на коляске. Часть общих занятий, которые будет посещать ребенок-инвалид, педагоги предложили для удобства перенести на первый этаж здания. В штате школы есть дефектолог и логопед, там имеется опыт работы по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), сообщила Лидия Мониава.
Не стоит опасаться, что страдающий эпилепсией ребенок может как-то помешать учебному процессу, пояснила она.
«Коля не может пошевелиться и почти не издает звуков. Он самый безобидный человек на свете, лежит себе смиренно и никого не трогает», – рассказала опекун, выразив уверенность, что судорожные припадки мальчика не травмируют психику его одноклассников, ведь в любом случае они могут встретиться со страдающим эпилепсией ребенком вне школьных стен.
«Уберечь детей от вида Колиных судорог невозможно, если только запереть своих детей дома. Не в школе, так в другом месте они это увидят. В школе есть время и возможность открыто поговорить с детьми, рассказать им что такое судороги, почему они случаются, как помочь человеку с судорогами, как относиться к этой ситуации. Школа – самое правильное место, чтобы получать знания не только по предметам, но и в целом об этом мире и учиться взаимодействовать с людьми с разными особенностями», – подчеркнула руководитель благотворительной организации.
Ранее Лидия Мониава сообщила о намерении добиться для тяжелобольного подопечного права посещать обычную школу, выбрав для него очно-заочную форму обучения, при которой он будет посещать часть занятий, и сможет встречаться со здоровыми сверстниками.
«Чему могут обучать Колю в школе? Например, дети на уроке русского изучают правила русского языка, а Коля может изучать навыки невербальной коммуникации – учитель будет пытаться найти, как Коля мог бы показать «да» или «нет», и этот навык отработать. Или на физкультуре дети играют в волейбол, а Коля делает зарядку при помощи тьютора. Пока кто-то занимается химией, у Коли сенсорные занятия, он учится отличать теплое от холодного, колючее от мягкого», — пояснила она.
Предложение опекуна вызвало острую дискуссию в сети, горячее одобрение одной части пользователей и экспертов, и тревогу другой. Как уверены критики, сотрудники обычных школ не готовы к работе с детьми, имеющими множественные тяжелые и сложные нарушения. Помещение в школьную среду не обязательно будет полезным для тяжелобольного мальчика, считают они, и подчеркивают, что ребенка нельзя рассматривать как своего рода инструмент для развития в других детях неких добрых чувств. Без решительных шагов невозможно изменить ситуацию с обучением детей с тяжелыми нарушениями и преодолеть общественные предрассудки, убеждены их оппоненты.
Неговорящий лежачий ребенок в обычной школе: в сети развернулась дискуссия об инклюзии