В Молдавии продолжаются разбирательства, вызванные обвинениями популярной платформы caritate.md и ее сотрудников в причастности к обману жертвователей и родителей тяжелобольных детей – по утверждению СМИ, в турецкой клинике, куда были направлены пациенты, им на самом деле не были сделаны необходимые операции. Прозвучавшие претензии абсурдны и являются клеветой, вынуждающей приостановить сбор помощи для нуждающихся, заявляют представители caritate.md.
Ряд журналистских организаций Молдавии выступил в поддержку сотрудницы RISE Moldova Любови Шевченко, заявившей об угрозах со стороны благотворителей, и о травле в соцсетях из-за проведенного ею журналистского расследования, начавшейся еще до публикации его результатов.
По словам журналиста, учредитель caritate.md и фонда, которому эта платформа принадлежит, Александру Руснак, посылал ей угрожающие сообщения, а на сайте caritate.md разместили ее фотографию с подписью «Ей требуется помощь». Представители RISE Moldova сообщили о намерении подать в связи с этим жалобу в генеральную прокуратуру страны.
Со своей стороны, администратор caritate.md Светлана Сайнсус заявила, что через знакомых ей передавали предложение отказаться от публикации компрометирующих платформу сведений за 20 тысяч евро. Женщина не стала заявлять об этом в правоохранительные органы, поскольку, как она говорит, не имела возможности доказать факт шантажа.
Материал под заголовком «Бизнес на благотворительности», посвященный деятельности caritate.md, был опубликован RISE Moldova 19 февраля 2018 г. В нем сообщалось, что семьи двух девочек, которым требовались операции на сердце, в 2016 г. обратились за помощью к Светлане Сайнсус, рекомендовавшей им на собранные пожертвования провести операции в турецкой клинике, принадлежащей сети Medical Park. В результате одна из семей заплатила из собранных средств 4000 евро, для другой ранее было собрано более 12 тысяч евро пожертвований.
Как рассказали корреспондентам родители девочек, при выписке им не предоставили никаких документов, но заверили, что теперь их дочери здоровы. Однако, вскоре состояние детей вновь ухудшилось. При их обследовании в Молдавии врачи выяснили, что на самом деле операции на сердце им не проводились.
Автор публикации утверждает, что в распоряжении RISE Moldova есть изобличающие благотворительный проект записи телефонных разговоров представителей Medical Park в Молдавии, «в которых о проекте говорится, как о бизнесе, где каждый участник защищает свои финансовые интересы: один настаивает на комиссии, другой просит увеличения зарплаты, третий требует пациентов с деньгами, а еще один настаивает на объявлении, после которого можно будет забрать все деньги».
По сведениям издания, в связи с деятельностью клиники и платформы правоохранители еще с декабря 2016 г. расследуют дело о мошенничестве, совершенном в особо крупном размере организованной группой. Также в материале упоминалось о родственной связи молдавской представительницы Medical Park с одним из местных функционеров правящей в стране Демпартии.
После публикации представители платформы на пресс-конференции заявили о клеветническом характере приведенных в ней сведений и сообщили о намерении потребовать через суд возмещения репутационного ущерба.
По их словам, дети получили необходимое им лечение, но операции были признаны ненужными, о чем родители были поставлены в известность, теперь же обвиняют благотворительный проект, видимо, из корыстных намерений.
«Они манипулируют, создают ажиотаж в Интернете. Я сказал им это в лицо», – заявил Александру Руснак, отметив, что проект сотрудничает не с одной, а с пятью больницами, и семьи сами выбирают, в которой из них проходить лечение.
«Врачи объяснили маме, что диагноз, который поставили в Молдове, не соответствует действительности, – пояснил он позднее, комментируя претензии одной из семей. – Девочка может спокойно жить еще несколько лет без операции на открытом сердце. По мнению врачей, не было смысла резать 8-ми летнего ребенка. Также врачи пояснили, что такая операция будет необходима, но с течением определенного времени, но если родители хотят провести операцию сейчас, то возражений никаких не будет. Всё обследование, которое проводилось в клинике, стоило те самые упомянутые 4000 евро».
Все отчеты по сборам публикуются на сайте платформы, настаивает ее учредитель. Также он напомнил, что нормальной и заранее оговоренной является практика, когда оказавшиеся лишними пожертвования по конкретной просьбе передаются на нужды других подопечных.
По словам Руснака, публикация имела негативные последствия для работы платформы. В частности, от сотрудничества с ней до выяснения всех обстоятельств отказалась компания, предоставлявшая СМС-сервис для сбора пожертвований.
«Мы сейчас закрываем все случаи, приостанавливаем работу фонда. 141 имеющийся на сайте случай будет закрыт, деньги возвращены, и новые случаи мы не берем до выяснения всех обстоятельств. Пусть люди почувствуют, как это без нас, если мы действительно мошенники и делали свою работу «грязно»», – подчеркнул Александру Руснак.
Со своей стороны, Светлана Сайнсус заявила на пресс-конференции, что больше не сможет продолжать сотрудничество с платформой из-за прозвучавших обвинений. По ее словам, сбор для одной из семей вообще не имеет отношения к caritate.md – он проводился еще до начала работы этого проекта, на платформе Guvern 24, с которой она тогда сотрудничала. Между тем, на подобные обвинения должны отвечать представители клиники, а не организаторы сбора на лечение, подчеркнула Светлана Сайнсус.
По словам Александру Руснака, медицинские документы из клиники были предоставлены родителям детей после их перевода на румынский (молдавский) язык. При этом взаимодействие с врачами является обязанностью семей, подчеркнул он.
«Мне очень трудно говорить с непрофессионалами и я искренне поражен тем фактом, что в так называемом расследовании, нет ни одного профессионала и специалиста из медицинской сферы, – заявил сопровождавший детей в турецкой больнице молдавский врач Георге Хынку. – Вы вообще понимаете, что такое операция на сердце? Вы представляете о чем идет речь?
Операция на открытом сердце подразумевает вскрытие грудной полости. Есть хотя бы один случай в мире или врач, который симулировал операцию на сердце? Это невозможные вещи. Там проводится костный разрез – это серьезная и сложная операция. Я могу с полной ответственность заявить, что никакой симуляции не было».
Как рассказал прокурор по борьбе с организованной преступностью и особым делам Виталие Бусуйок, упомянутое RISE Moldova расследование действительно ведется, сообщают «Молдавские ведомости» со ссылкой на IPN. Но в настоящее время не получены ответы на запросы, еще летом 2017 г. отправленные правоохранителями зарубежным коллегам, с целью подтвердить или опровергнуть сведения, о которых говорят журналисты.
„Расследование в рамках дела является более широким и включает и обстоятельства, изложенные в журналистском расследовании RISE. Мы не можем войти в другую фазу уголовного преследования до тех пор, пока у нас не будут ясные и неоспоримые доказательства, а не только заявления. Мы должны иметь бесспорные доказательства передачи денег или операций», – пояснил представитель прокуратуры.
Он подтвердил, что в качестве потерпевших в деле фигурируют две девочки, о которых сообщило издание. Другие семьи, воспользовавшиеся помощью благотворительного проекта, «отказались говорить с журналистами, так как у них другой взгляд на ситуацию», отметил прокурор.