Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина внесла на рассмотрение Государственной Думы законопроект, предусматривающий поправки в Уголовный кодекс. Об этом сообщает официальный сайт сенатора.
По мнению Мизулиной, в нынешней редакции статья 116 УК РФ («Побои») содержит ряд «антисемейных положений», поскольку освобождает от уголовной ответственности за побои без вреда для здоровья всех, кроме близких родственников.
«Принятая новая редакция статьи 116 УК РФ, – заявила Мизулина, – убеждает нас в том, что поведение членов семьи, например, родителей, применивших к ребенку легкие воспитательные меры в виде шлепка, или конфликтующих супругов, является более общественно опасным, чем поведение постороннего человека, нанесшего побои на улице. За шлепок в семье можно получить до 2 лет и клеймо «уголовника» на всю жизнь, за побои на улице — штраф до 40 тысяч рублей. Такая ситуация недопустима! Необходимо править уголовный закон и убирать эти абсурдные положения».
3 июля 2016 года был принят закон о внесении изменений в УК РФ. В результате произошла частичная декриминализация побоев, которая не коснулась, однако, ситуаций, когда это преступление совершается «из хулиганских побуждений, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы», а также близкими родственниками.
Между тем «побои в отношении членов семьи и других близких лиц должны быть отнесены к административным правонарушениям», считают авторы законопроекта, внесенного в Госдуму Мизулиной.
«В результате необоснованного изменения статьи 116 УК РФ, — говорится в пояснительной записке к документу, — сложилась абсурдная ситуация, когда за побои (без вреда для здоровья – прим. ред.) (ст. 116) близкие лица будут нести более жестокое наказание, чем за причинение легкого вреда здоровью (ст. 115). В первом случае максимальное наказание — 2 года лишения свободы. Во втором — 4 месяца ареста. Такая несоразмерность наказаний приведет к тому, что домашнее насилие будет сопровождаться причинением ощутимого вреда здоровью, так как, чем жестче бьешь, тем меньше получишь».
Ранее Патриаршая комиссия по по вопросам семьи, защиты материнства и детства высказала свою позицию относительно новой редакции статьи 116 УК РФ. В ее заявлении, в частности, говорилось:
«Если человек вместо любви к своим домашним и заботы о них причиняет им зло – это не только греховно, но и противоестественно. Действия, направленные на причинение вреда близким, по справедливости могут преследоваться и преследуются государственными законами. Согласно Священному Писанию, государственная власть, преследуя преступные действия, угрожающие обществу и семье, действует как «Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13,3).
Однако ни христианское вероучение, ни здравый смысл, ни правовая логика не позволяют приравнивать к подобным преступным или злонамеренным деяниям действия родителей, которыми движет любовь к ребенку, забота о его земном и духовном благе, стремление удержать его от опасных для него дурных поступков или защитить от их последствий. Опыт поколений показывает, что в некоторых случаях такие действия родителей могут включать и применение физического наказания. Если при этом родителями руководит забота о ребенке, его настоящем и будущем, они действуют разумно и без крайностей, не причиняют здоровью ребенка и его личности никакого реального вреда – нет никаких оснований ставить знак равенства между такими действиями и злонамеренной преступной агрессией, подвергать в этой связи родителей какому-либо преследованию».