Минздрав указал на недопустимость необоснованной смены диагноза людям с детским аутизмом при достижении взрослого возраста. Об этом говорится в письме замминистра здравоохранения Сергея Краевого, направленном в региональные органы власти в сфере здравоохранения с просьбой разъяснить его содержание руководителям медучреждений. До сих пор эта проблема касалась многих аутистов, получавших в результате неверный диагноз.
«В соответствии с международной классификацией МКБ-10, расстройства аутистического спектра не имеют возрастных ограничений. Следовательно, возраст не является основанием для изменения установленного диагноза РАС при наличии клинической картины у пациента.
Диагноз «Детский аутизм» устанавливается один раз в течение жизни. Пациенту, страдающему детским аутизмом, сохраняется диагноз и после достижения им 18 лет (по аналогии с детским церебральным параличом)», – говорится в тексте письма.
«Проблема была вызвана тем, что в международной классификации болезней МКБ-10 существует понятие детского аутизма, и «взрослые» диагнозы для людей с РАС – атипичный аутизм, синдром Аспергера, и др., – пояснила порталу Милосердие.ru член Попечительского совета при правительстве РФ Елена Клочко.
– Ни в одной стране такое устройство МКБ не препятствовало признанию «взрослого аутизма», кроме нашей страны, возможно у нас было неправильное толкование».
Достаточно часто люди с аутизмом получали стигматизирующие диагнозы – шизофрению, умственную отсталость. А ведь неверный диагноз означает и неверное лечение, и невозможность получить соответствующую нарушению социальную помощь, специальные образовательные условия и программы и так далее, отметила член Общественного совета
По ее словам, часто смена диагноза происходит при переходе ребенка с РАС от детского психиатра к взрослому – в 14 или в 18 лет. Родители могут даже не узнать об этом – они ведь получают диагноз в запечатанном конверте.
«В ряде регионов психиатры в принципе не желают признавать РАС как диагноз, – рассказала Елена Клочко.
Так, в Иркутске мы узнали, что там есть три официально признанных аутиста, и они получали диагноз в других городах!
Есть предрассудок, гласящий, что аутистами признают детей лишь в силу того, что это «модная» болезнь, и этим якобы и обусловлен рост числа аутистов.
Безусловно, разъяснения Минздрава полезны не только для решения конкретной проблемы с диагнозом для взрослых людей с аутизмом – но и в целом для нормализации работы с аутизмом.
Другое поручение в связи с этой проблемой получил Минтруд – он должен теперь принять решения по социальным льготам и мерам поддержки для взрослых с аутизмом.
Должен быть решен вопрос с призывом в армию, установлено, имеют ли аутисты право на получение отдельной жилплощади, и т.д. Это позволит обеспечить социальную адаптацию взрослых людей с аутизмом».
Шойгу: нужно исключить призыв в армию людей с нарушениями здоровья