Минздрав разработал проекты стандартов медицинской помощи взрослым и детям при шизофрении, умственной отсталости, расстройствах развития речи и других ментальных нарушениях. Стандарты медпомощи основаны на клинических рекомендациях, в них говорится о том, что и в каких количествах готово оплачивать государство при лечении пациентов с теми или иными болезнями.
Какие стандарты медпомощи были вынесены на общественное обсуждение
Проекты стандартов медпомощи детям:
При шизофрении со злокачественным течением
При шизофрении по взрослому типу
При умственной отсталости
При специфических расстройствах развития речи
Проекты стандартов медпомощи взрослым:
При шизофрении
При специфическом расстройстве личности
При рекуррентном депрессивном эпизоде
При паническом расстройстве
При обсессивно-компульсивном расстройстве
При депрессивном эпизоде
При генерализованном тревожном расстройстве
Ряд вопросов вызывают и сами рекомендации, и проекты стандартов: далеко не все, что предлагается, можно назвать целесообразным и подтвержденным доказательной медициной, убежден врач-психиатр, учредитель Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованную практику, детский психиатр Центра лечебной педагогики «Особое детство» Артем Новиков.
«Так, мы видим, что из детей со специфическими расстройствами развития речи и языка почти каждому третьему предполагается оказывать услуги в стационарной форме, то есть помещать его в психиатрическую клинику, – рассказал он «Милосердию.ru».
– Для ребенка с такими нарушениями предусмотрено девять визитов к психиатру за год. А к таким расстройствам относятся всякие речевые проблемы – если ребенок запаздывает с развитием речи, не говорит, нечетко говорит и т.д. В таких случаях могут быть нужны логопеды, и, прежде всего, это амбулаторная помощь.
Для лечения детей со специфическими расстройствами развития речи и языка в проекте рекомендованы три препарата: гопантеновая кислота (пантогам), пиритинол (энцефабол) и полипептиды коры головного мозга скота (кортексин).
Эти лекарства из числа тех, что не имеют доказанной на серьезном уровне эффективности, и, кроме нашей страны, не применяются нигде в мире, разве что в качестве биодобавок. Хорошо, что детям с речевыми расстройствами хотя бы не рекомендуют нейролептики.
Еще один стандарт говорит о лечении детской шизофрении. Но ведь этот диагноз в мире давно не используется, он внесен лишь в российский вариант МКБ. Во многих случаях под особой „детской шизофренией« понимают расстройства аутистического спектра и ставят детям с РАС этот диагноз.
Предлагается лечить антипсихотиками детей с умственной отсталостью. На самом деле бывает, что таким детям могут быть нужны лекарства – но это малая их часть, допустим, 10%. При нарушениях поведения этим детям нужна в первую очередь психолого-педагогическая помощь. Нужны специалисты по прикладному анализу поведения – но вместо этого предлагается некая „прикладная психотерапия«, под которой в принципе можно понимать все, что угодно».
«Все это связано с тем, что у нас в принципе плохо работает доказательная медицина, – уверен эксперт. – Считается нормальным говорить, что в российской психиатрии есть, допустим, „московская школа« или „ленинградская школа« – при том, что речь идет не просто о различиях в направлениях работы или в методиках обучения, а о расхождении в серьезных вопросах, в диагностических критериях и т.д. Такого быть не должно: ведь психиатрия – естественнонаучная дисциплина, предполагающая получение объективных знаний».