Минюст утвердил приказ, по которому с 1 января 2025 года перевозить заключенных на дальние расстояния будут автотранспортом и по воздуху. Об этом пишет «Парламентская газета».
Сейчас норма заполняемости автозаков составляет 0,5 квадратного метра на человека. В случае жары или дальней дороги начальник ФСИН может сократить количество перевозимых заключенных на 30%. После вступления в силу приказа больным и инвалидам предоставят специальные условия. Если протяженность маршрута более 500 километров – их будут перевозить на воздушном транспорте, если короче – на отдельной машине. Железнодорожный транспорт будут использовать только в крайнем случае. При конвоировании в спецвагоне беременные и кормящие смогут подогреть еду на кухне караула. Если путь занимает больше шести часов, должна быть санитарная остановка и условия для приема пищи. Новыми правилами запрещено размещать в одиночных камерах спецтранспорта высоких и полных людей.
Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Ева Меркачева рассказала «Милосердию.ру», что сейчас этап становится пыткой для человека, а для больных людей он и вовсе превращается в «квест на выживание». Правозащитница обратила особое внимание на проблемы тучных людей в одиночных камерах автозака и выразила надежду, что приказ поможет улучшить ситуацию:
«Да, это серьезная проблема, и Минюсту низкий поклон за то, что он сейчас ее пытается решить. Я продолжаю получать огромное количество обращений. Например, если везут мужчину и одну женщину, то эту женщину помещают в одиночный такой «стакан», как его называют. Представляете, если она полная? Влезть невозможно, человек там находится как в гробу фактически, он пошевелиться не может.
Что касается длительных расстояний, многие этапы превышают по длительности путь, который проделал бы обычный человек, в десятки раз. То есть, человек мог бы сесть на поезд и добраться за несколько часов, а кого-то везут двое суток, например, или неделю. Это все связано с тем, что маршрут разрабатывается с транзитными пунктами, на транзитных пунктах человека высаживают, он находится в транзитном СИЗО, потом обратно его этапируют, это очень долго, очень муторно, очень тяжело.
Человек лишается возможности связаться с близкими людьми или адвокатом. Если человек больной, то близкие сходят с ума, потому что им неизвестно, когда он выйдет на связь, если выйдет вообще. Найти его невозможно, потому что запросы и звонки остаются без ответов. Например, повезли больного, инвалида первой группы, а родственники спрашивают, где он сейчас, на каком этапе. Если удастся узнать, что он доехал до какого-то городка, то бывает так: они туда приезжают, а им говорят, что его сегодня уже отправили дальше по этапу. Представляете, вот такая погоня за родственниками. Обычно адвокаты «гоняются». Это, конечно, ужасно все. Поэтому хочется верить, что приказ поможет».