Родственники инвалидов и престарелых на сегодняшний день приняты на работу в систему долговременного ухода (СДУ) и получают зарплату за уход в 14 пилотных регионах, рассказали в Минтруде «Милосердию.ru». Речь пока идет о небольшом количестве трудоустроенных, уточняют в НКО.
«Это Республика Бурятия, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Алтайский край, Камчатский край, Приморский край, Калужская, Кировская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Новосибирская, Ульяновская, Челябинская области. Родственники получают заработную плату пропорционально количеству отработанных часов, согласно установленным в регионе нормативам», – говорится в официальном ответе ведомства.
Там сообщили, что главное условие трудоустройства – прохождение специализированной образовательной программы обучения уходу за пожилыми людьми и инвалидами. Тот, кто не планирует заключать трудовой договор, но хочет самостоятельно ухаживать за родственниками, неспособными к самообслуживанию, может пройти общую подготовку в «Школах родственного ухода» при центрах соцобслуживания, которые есть во всех 34 пилотных регионах.
В министерстве отмечают, что на федеральном уровне нет ограничений по трудоустройству родственников помощниками по уходу в организации социального обслуживания. Однако, если регион реализует проект СДУ за собственные средства (в настоящее время так обстоит дело в Москве), то он вправе устанавливать свои требования относительно трудоустройства родственников.
«СДУ реализуется в пилотном режиме с 2018 года. По поручению президента России Владимира Путина к 2023 году в пяти пилотных регионах помощью в долговременном уходе будут охвачены все нуждающиеся. В настоящее время Минтруд России прорабатывает данный вопрос», – напомнили в Минтруде.
«Старость в радость»: СДУ для всех обеспечат в будущем, но люди ждут помощи сегодня
Не все семьи, ухаживающие за своим близким, одинаковые и хотят одинаковой помощи, прокомментировала данные министерства директор БФ «Старость в радость» Елизавета Олескина. Для кого-то вариант с трудоустройством очень подходит, для кого-то вариант, когда приходит сиделка, лучше, а кто-то хотел бы получать выплаты – тут не получится ограничиться одним вариантом на всех, отмечает она.
«Собственно, трудоустройство ухаживающих родственников – одно из возможных решений, – говорит руководитель фонда. – Несколько лет назад даже разговор о том, чтобы родственники могли быть трудоустроены как помощники по уходу, не был возможен. Теперь, действительно, мы видим, что пилотные регионы пытаются решить эту задачу и Минтруд это поддерживает.
Нам важно, чтобы все понимали, что задача реально сложная. Тут целый клубок вопросов – и региональная специфика в отношении к семьям и их трудоустройству, вплоть до отказа вообще принимать на соцобслуживание людей, у которых есть родственники, что уж тут говорить о трудоустройстве.
Есть вопросы законодательные, например ссылки на 87-ю статью Семейного кодекса (об обязанности взрослых детей содержать родителей – прим. ред.). Есть и вполне «технические» проблемы – родственник, нанимающийся на работу, становится таким же помощником по уходу, как сотрудник соцслужб, а это означает необходимость и обучения, и контроля, и заполнения документации, и оформления на работу.
Наконец, острая проблема сейчас у тех регионов, которые уже берут родственников на работу, – нехватка выделяемых на пилотные территории средств, чтобы взять людей на работу. Есть регионы, которые уже в прошлом году трудоустроили на имеющиеся места помощников по уходу и теперь просто не могут на эти же места нанять родственников. Это станет возможным, когда система будет работать уже не в пилотном, а в штатном варианте. Однако все перечисленное вполне решаемо.
Мы очень надеемся, что решение по внедрению СДУ во всей стране будет уже принято и люди дождутся помощи, – отмечает Елизавета Олескина. – Люди ведь живут сегодня и ждут помощи сегодня».
«Право на уход»: Помощь по СДУ – не больше четырех часов в день, в остальное время все равно ухаживают родственники
Нужно понимать, что пока что в пилотном проекте от региона может участвовать только один город или несколько районов, то есть о том, что возможность устраиваться в систему СДУ есть там у всех лиц, осуществляющих уход (ЛОУ), речь не идет. Фактически это могут быть несколько сотен трудоустроенных граждан из 3,5 млн ЛОУ, рассказала «Милосердию.ru» лидер движения «Право на уход» Светлана Штаркова.
«Мы рады, что Минтруд поддерживает трудоустройство родственников в систему долговременного ухода, – подчеркнула она. – Проблема в том, что эти рекомендации содержатся во внутренних письмах ведомства, которые не обязательны к исполнению. Пока ни в одном законе или приказе, регулирующем работу СДУ, этого не прописано.
Многие регионы так и отвечают на наши вопросы: пока этого нет в бумажке – мы этого делать не будем. Лично я получала такой ответ, например, от московских властей: «Трудоустройство родственников в СДУ нигде не закреплено, и мы не обязаны это делать».
По словам эксперта, всероссийское общество инвалидов (ВОИ) и другие организации много раз указывали на то, что нанимать родственников в систему ухода выгодно и для них, и для государства. Их не надо мотивировать, не обязательно надо обучать, они не боятся и не брезгуют ухаживать за своими родными.
«В нескольких регионах, где вводится СДУ, уже были случаи, когда работники собесов увольнялись, не желая заниматься уходом, они привыкли к другой работе: принести продукты, лекарства, оплатить счета, – отмечает Светлана Штаркова. – А здесь бывает нужно мыть стариков или инвалидов, менять им подгузники, кормить… Скажем прямо, это «черная», грязная, тяжелая работа, которую не каждый захочет делать. А привлечение родственников позволяет и решить кадровую проблему, и дать им доход, превышающий пособие, и дать региону новых налогоплательщиков. Чтобы брать родственников в СДУ, не нужны дополнительные средства, требуется лишь политическая воля».
Система помощи инвалидам должна быть разнообразной, подтверждает активист, – одним старикам или инвалидам подойдет сиделка, которую пришлют из соцзащиты, другие не потерпят рядом с собой чужого человека. В любом случае необходимо также повышение пособий ухаживающим родственникам (пособий ЛОУ) – ведь даже самые беспомощные подопечные СДУ смогут получать не более четырех часов ухода в сутки, остальные 20 часов и более ухаживать все равно будут родственники.
«Кроме того, в программу СДУ не берут паллиативных больных – пациентов со стомами, катетерами, на ИВЛ. Помощь таким людям Минтруд считает ответственностью Минздрава – а сиделок от Минздрава у нас нет. Наконец, по СДУ не получат ухода дети-инвалиды», – отмечает лидер «Права на уход».
В целом, по официальным данным, из 3,5 млн нуждающихся в долговременном уходе его получают по программе СДУ всего 108 000 человек, и, когда его получат все нуждающиеся, сказать никто не может. До сих пор не названы даже пять пилотных регионов, в которых по президентскому поручению должен быть обеспечен стопроцентный охват, напоминает Светлана Штаркова.
«СДУ – глобальная задача, масштабы которой впечатляют и само государство, – подчеркивает она. – Ее решение – дело будущего. Пока СДУ нет – нужно поднять пособие ЛОУ. Сейчас для большинства ухаживающих это 1200 рублей в месяц, цена 10 пакетов молока».