Минтруд намерен устранить препятствия для получения социальной пенсии людьми, не имеющими регистрации. Проект соответствующего приказа выложен для обсуждения на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.
В соответствии с законом о пенсионном обеспечении, право на социальную пенсию (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) имеют нетрудоспособные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации.
Документ, подтверждающий постоянное проживание, входит в перечень документов, необходимых для установления различных видов пенсии. Однако там не определено, какой документ могут предоставить для этого те, у кого нет прописки.
«Таким образом, в настоящее время отсутствуют основания для установления социальной пенсии лицам, не имеющим регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации» – говорится в пояснительной записке к проекту приказа.
Чтобы исправить это нарушение, в Минтруда намерены разрешить подтверждение постоянного проживания в России на основании личного заявления человека без регистрации. Проект приказа предусматривает форму такого заявления, порядок его подачи и осуществления выплаты социальной пенсии гражданам РФ, не имеющим регистрации по месту жительства на территории страны.
Аналогичные изменения будут внесены в регламенты предоставления услуг по установлению и выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, рассказали в Минтруда.
Ранее Минюст официально заявил, что отсутствие регистрации по месту жительства не может являться основанием для отказа назначать пенсию. Разъяснение об этом было дано по запросу члена ОП РФ Екатерины Курбангалеевой в связи с отказом в социальной пенсии и пособии по уходу за девятимесячной девочкой-инвалидом, российской гражданкой, не имеющей постоянной прописки.
Тогда же в Минтруда заявили «Известиям», что считают отказ оправданным, поскольку постоянное проживание в России может подтвердить лишь «информация о регистрации в паспорте или свидетельстве о рождении».
В то же время в Пенсионном фонде сообщили, что в качестве подтверждающих документов годятся также договоры аренды жилья родителями, выписки из лечебных учреждений, сведения о регистрации на территории России родителей, информация из загранпаспортов о пересечении границы.
«В результате переписки и консультаций с Минтрудом РФ, Пенсионным фондом РФ справедливость была восстановлена, и родители младенца-инвалида начали получать все причитающиеся социальные выплаты», – рассказала Екатерина Курбангалеева.
«В соответствии со здравой смыслом, логикой и позицией Конституционного суда РФ, подтвержденной неоднократно в его решениях, прописка является лишь «механизмом учета» граждан, не более того.
Наличие или отсутствие прописки, как постоянной, так и временной, не может являться основанием для отказа в реализации конституционных прав», – подчеркнула член ОП РФ.