Взаимодействие между социальными и медицинскими службами при оказании паллиативной помощи будет вестись по принципу «одного окна», сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, выступая на слушаниях в Госдуме.
«Паллиативные больные нуждаются не только в медицинских услугах, но и в сохранении и расширении социальных, бытовых, психологических услуг, потребность в которых возникает в связи с тяжелой болезнью, в получении поддержки, которая позволяла бы сохранять жизненные интересы, необходимую социальную активность», – сказал он.
Приказ Минтруда и Минздрава по этим формам взаимодействия был подготовлен еще в 2017 году, работа в регионах началась. В новом законопроекте механизм совершенствуется, отметил министр.
Речь идет именно о комплексе услуг и о подключении всех необходимых специалистов на каждом этапе оказания помощи паллиативному больному, подчеркнул он.
Изменилась также форма направления гражданина на медико-социальную экспертизу, сообщил Максим Топилин. Медицинское учреждение теперь может указать в ней, что пациент нуждается в паллиативной помощи. В этом случае медико-социальная экспертиза должна проводиться в срок, не превышающий 15 дней.
На уход за паллиативными пациентами в регионах будут выделять 2 млрд руб. в год
Уход за пациентами, нуждающимися в паллиативной медицинской помощи, является составной частью программы долговременного ухода, которая реализуется в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография».
«Мы исходим из того, что программа долговременного ухода – оказание социальных услуг в рамках паллиативной помощи, безусловно, требует расширения и более качественного предоставления социальных услуг – это уже будут субсидии регионам в размере 2 млрд рублей ежегодно после 2020 года», – сказал Максим Топилин.
В 2019 году реализация пилотного проекта по долговременному уходу предусмотрена в 12 регионах. В 2022 году в систему долговременного ухода предполагается включить все субъекты РФ.
В каких-то регионах паллиативных коек нет совсем
В России есть регионы, где количество коек, доступных паллиативным больным, в 5 раз превышает среднемировые значения, а есть территории, где их нет вообще, отметила директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович.
По ее словам, почти 180 тысяч человек, нуждающихся в паллиативной помощи, не получают ее. При этом не существует никакой зависимости между уровнем смертности в регионах и финансированием паллиативной помощи. «Регионы не занимаются этим прицельно», – сказала Лариса Попович, ссылаясь на проведенные исследования.
«Без точной и грамотной, а главное – честной статистики невозможно планировать объемы паллиативной помощи», – подчеркнула она.
«Статистика очень быстро устаревает. Основные наши успехи были достигнуты за последние полтора года», – прокомментировала эти данные в своем заключительном выступлении на слушаниях министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.
Федермессер: «Команды не получится»
Законопроект решает далеко не все проблемы паллиативной помощи, отметила руководитель Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения г. Москвы Анна Федермессер.
В частности, он не позволяет объединить в одной уникальной команде таких специалистов, как врач, медицинская сестра, психолог, священник, социальный работник. «Когда они работают в разных структурах, в разных ведомствах получают зарплату, команды не получится», – говорит эксперт.
Анна Федермессер сомневается и в том, что будут работать нормы по оказанию паллиативной помощи гражданам, проживающим без регистрации. Закон дает региону право, но не обязывает его оказывать эту помощь. «Я бы хотела, чтобы в законе был прописан запрет на отказ от оказания паллиативной помощи, если человек проживает без регистрации», – подчеркнула она.
По ее словам, Москва – единственный субъект Федерации, где прописан механизм предоставления семьям аппаратов искусственной вентиляции легких.
СанПиН по паллиативной помощи обновят
Владимир Вавилов, председатель правления Фонда имени Анжелы Вавиловой (Казань), выступая в ходе слушаний, высказался за создание отдельного СанПиН для паллиативной помощи. «Если пациент находится на дому и получает паллиативное лечение, наша выездная бригада при хосписе столкнулась с такой проблемой: по СанПиН мы не можем на дому применять медицинские инвазивные процедуры. <…> Даже внутривенный укол не можем сделать внутри дома», – отметил он.
Минздрав России обновит санитарно-эпидемиологические правила и нормативы по оказанию паллиативной помощи, сообщила первый заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева. «СанПиН по паллиативке, тем более на дому, действительно будет новый», – сказала она.