В Минтруда уверены, что снижение числа инвалидов за прошедший год почти на 200 тысяч человек не связано с новыми правилами экспертизы. При этом в ведомстве готовы к открытому анализу ситуации и просят сообщать о возможных нарушениях, заявил заместитель министра Григорий Лекарев:
«Сейчас идет процесс совершенствования медико-социальной экспертизы. Параллельно с этим мы выпускаем нормативные акты, уточняем существующие. Снижение численности инвалидов вызвало у части экспертов, общественных деятелей, родителей детей-инвалидов ощущение, что есть некая связь нормативного регулирования, направленного на совершенствование деятельности МСЭ с этим снижением. Даже звучат фразы о том, что это делается с определенным умыслом, преднамеренно…
Я не хочу сейчас высказывать какое-то свое отношение к этим суждениям, каждый эксперт имеет право на свое мнение. Но мы готовы максимально открыто провести мониторинг этих тенденций. По нашему ощущению, причины никак не в нормативно-правовом регулировании, мы это покажем на цифрах.
Но, в то же время, дыма без огня не бывает. Если где-то происходит перекос в нормативно-правовом регулировании, мы, конечно, будем реагировать и принимать меры к исправлению ситуации.
Медико-социальная экспертиза, как бы мы ни пытались избежать субъективных оценок, все равно строится на субъективном мнении экспертов, Возможно искаженное толкование актов, их прямое игнорирование, а иногда и коррупционные проявления. С этим мы намерены бороться и готовы принять любую помощь, совет, или подсказки», – рассказал замминистра.
«Если есть какие-то конкретные случаи непризнания инвалидами лиц с тяжелыми формами заболеваний— пожалуйста, информируйте о таких случаях министерство напрямую», – подчеркнул он.
По словам заместителя министра, массовые обращения с просьбой установить инвалидность имели место после 2005 года, когда был принят закон, предоставляющий инвалидам федеральные льготы. В последние несколько лет количество обращений снизилось. С 2011 по 2015 год их стало меньше почти на 138 тысяч, причем тенденция снижения не распространяется на детей. В 2015 году впервые обратились за получением инвалидности 9,8 миллиона человек, в 2013 году – 9,7 миллиона, в 2014 году – 8,3 миллиона.
«Не все люди, которые обращаются за группой, признаются инвалидами. Эта цифра примерно одинакова — порядка 15% остаются без группы. Сказать, что в целом по стране стали жестче устанавливать группу, мы не можем. Я могу допустить, что какие-то случаи возникают, но по ним нужно принимать отдельные решения», – рассказал Григорий Лекарев.
«У нас есть центр информационно-справочной поддержки, который был организован Федеральным бюро медико-социальной экспертизы. Он должен работать с учетом часовых поясов и принимать звонки со всей страны. И не только звонки — иногда инвалиды могут только писать, или пользоваться интернетом.
В главном бюро, где они освидетельствуются, должны все разъяснять, это непреложные обязанности любого эксперта», – рассказал заместитель министра, отвечая на вопрос о том, какие возможности для получения предварительных консультаций есть у тех, кто обращается за установлением инвалидности. По его словам, проблемы здесь связаны с тем, что эта работа не всегда поставлена должным образом.