Глава Минтруда Максим Топилин и министр образования и науки Ольга Васильева сделали заявления о насущной необходимости расширения возможностей образования для детей с инвалидностью и ОВЗ. Речь идет, в частности, о привлечении дополнительных сотрудников для организации сопровождаемого образования в школах и детских садах.
По словам Максима Топилина, в настоящее время крайне мало внимания уделяется социализации тех детей с инвалидностью и ОВЗ, которые, повзрослев, попадают в психоневрологические интернаты, передает ТАСС. Между тем, половина или треть таких детей могли бы учиться в обычных школах, что способствовало бы их дальнейшей жизни дома, подчеркивает он.
«Нужно сокращать очередь в психоневрологический интернат, где не хватает мест — и никогда не хватит, если не будем заниматься детишками, и с раннего возраста пытаться вывести их на обычную траекторию», — заявил министр во время рабочего визита в Карачаево-Черкесию. Для этого нужно организовать сопровождение необходимых ребенку специалистов в обучении и проживании, считает Максим Топилин.
«Только таким способом мы сможем в перспективе решить проблему с местами в учреждениях уже для взрослых. Мы должны не создавать предпосылок, и тогда этих проблем не будет», — подчеркнул глава Минтруда.
Он предложил провести обсуждение этой проблемы в сентябре, или в конце 2017 года. «Нужно привлекать студентов-медиков, сотрудников реабилитационных учреждений. Эта задача является ключевой, нужно в течение года-двух отработать технологии», — заявил министр.
«В связи с дефицитом уникальных кадров, которые имеют педагогическое образование, мы хотим сделать одну очень важную вещь — попытаться как можно больше в наших школах и детских садах ввести помощников учителей, так называемых тьюторов, для того, чтобы взять не одного, допустим, ребенка (с инвалидностью), а трех детишек в класс», — рассказала на пресс-конференции в Москве глава Минобрнауки Ольга Васильева.
По ее словам, после вступления в силу новых образовательных стандартов, дающих возможности обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в обычных школах, их количество там возросло, сообщает РИА Новости.
«Идея очень своевременная и актуальная, — рассказала, комментируя эти заявления порталу Милосердие.ru, руководитель РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» Елена Багарадникова. – Действительно, квалифицированных кадров крайне не хватает, и быстро мы, к сожалению, этот дефицит не закроем.
Что нужно уточнить: в соответствии с официально утвержденным профстандартом, тьютор — это человек с высшим образованием и со стажем работы с детьми-инвалидами, специалист высокой квалификации.
Сейчас речь действительно может идти о помощниках учителей и воспитателей, которых тоже очень не хватает, и которые реально нужны. Их тоже надо специально готовить, в том числе — для работы с разными нозологиями.
Так, для работы с детьми с аутизмом им потребуется специальная дополнительная подготовка. Но требования для них — не такие строгие, как для тьюторов, которых из-за этого в массовом порядке быстро не подготовишь.
Руководитель Минтруда сделал в своем выступлении акцент на инклюзивном образовании. Но главное для детей с ОВЗ — это необходимые специальные образовательные условия и ранняя помощь, где бы они их ни получали. И помощники воспитателя, и тьюторы нужны также и в коррекционных школах и садах.
Дети с ограниченными возможностями учатся по адаптированной программе, неважно — в общеобразовательных учреждениях, в порядке инклюзии, интеграции или в коррекции. В школьных комплексах сейчас могут присутствовать все виды образовательных адаптированных программ. Сопровождение и помощь нужны детям с ОВЗ не только для вхождения в инклюзию — они в принципе необходимы им в образовательном процессе и в социализации.
Важный момент — поддержка детей с ОВЗ в детских садах. Сейчас считается, по крайней мере — в Москве, что садик — это присмотр и уход. А тьютор — высококвалифицированный специалист, должность, необходимая в образовании. Мы много раз говорили на эту тему с профильными ведомствами в Москве, пока ни о чем не договорились. Но как ни назови специалиста, который будет сопровождать ребенка и помогать его социализации — он нужен в детском саду в той же самой степени, что и в школе.
Очень важно, что на высоком уровне понимают эти проблемы и говорят о них. Главное, чтобы удалось реализовать то, о чем сейчас идет речь. Первое, с чего стоило бы начать — дать возможность школам нанимать помощников для работы с детьми с ОВЗ, обеспечив адекватный механизм финансирования – который и будет учитывать уровень программы и необходимые специальные образовательные условия. И обязать образовательные учреждения привлекать таких сотрудников, чтобы они появились в школах и садах в достаточном количестве.
Для этого нужно вносить изменения в определенные приказы Минобразования (№1014 и 1015), в закон об образовании, в САНПИНы. Совсем в идеале – хорошо бы снизить уровень требований к тьюторам. Или как-то разделить их по уровням необходимой квалификации.
Я думаю, что если в министерствах прислушаются к мнению общественных организаций и специалистов, услышат наши предложения — то все получится, и мы готовы помогать в разработке необходимых норм».
«Родители, объединяйтесь!»: как устроить детский садик для аутистов