В Министерстве финансов России считают правильной замену нынешней системы социальной поддержки адресными мерами, но в ближайшее время переход на них не предусмотрен. Об этом в интервью «Российской газете» рассказала заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко.
Сегодня меры социальной поддержки также являются адресными — но не для отдельных граждан, а для категорий, признанных нуждающимися в ней. При этом в большинстве стран мира «принимают активные меры по защите беднейших групп своего населения и предоставляют адресные пособия по бедности», проверяя нуждаемость конкретных семей, рассказала она.
«Сегодня было бы правильно и нам перейти на применение принципа нуждаемости при назначении отдельных социальных выплат и обсудить возможность введения нового вида пособия – пособия по бедности.
Однако для этого необходимо законодательно определить понятие «нуждаемость», единые критерии нуждаемости, порядок оценки доходов и имущества семьи или одиноко проживающих граждан, круг лиц, относящихся к членам семьи. А также повысить уровень открытости таких мер господдержки», – подчеркнула замминистра.
«Мы считаем, что такую работу следует проводить и находить приемлемые и согласованные решения. Но с точки зрения бюджета на 2017-2019 годы, изменений по данному направлению в бюджетных проектировках не предусмотрено», – пояснила Татьяна Нестеренко.
В сентябре 2016 года предложения о ликвидации существующей сегодня системы социальной поддержки и замене ее системой адресной помощи выдвинули специалисты НИИ Минфина, совместно с аналитиками Всемирного банка подготовившие аналитическую записку «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0: адресность, нуждаемость, универсальность».
По сведениям «Известий», там утверждается, что подавляющее большинство получателей льгот и пособий в России в действительности не нуждается в них, а в то же время поддержки не получают 19% из тех, у кого доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума.
Для исправления ситуации авторы считают необходимым усовершенствовать методы оценки реального положения бедных граждан. Также предлагается заменить сегодняшние пособия и льготы единым социальным пособием, в которое входили бы выплаты на детей, субсидии на жилье и коммунальные услуги, пособие по безработице и иные меры социальной поддержки.
По словам профессора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елены Авраамовой, по заказу Центра стратегических разработок (ЦСР) уже ведутся некие исследования, предполагающие реформирование системы социальной помощи, при выделении которой должны будут учитываться все ресурсы домохозяйства. При этом предполагается, что реформирование будет проведено таким образом, чтобы ни одна категория населения не пострадала.
«Движение в сторону адресности помощи ведется давно. Сейчас в очередной раз на самом высоком уровне заявили о необходимости сосредоточения помощи наиболее нуждающимся. В регионах внедряются критерии нуждаемости, устанавливаются дополнительные пороги для получателей помощи в зависимости от их доходов (не обязательно ниже прожиточного минимума).
Чаще всего регионы не идут по пути введения жестких ограничений, потому что это может привести к социальным взрывам, но пытаются сократить получение социальной помощи достаточно обеспеченными гражданами.
Также объявлено о создании «социального казначейства» — системы, которая будет объединять данные о различных получателях помощи и позволит консолидировать информацию обо всех выплатах каждому домохозяйству», — заявила «Известиям» заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.
«Пока эта информация настолько разрозненная, что достаточно сложно понять, насколько та или иная семья заслуживает того объема помощи, который ей предоставляется. Эксперты надеются, что такое повышение эффективности всей системы позволит высвободить денежные средства и перераспределить их с целью увеличения социальных выплат», — пояснила она.