Москва. 27.05.2015. C 21 по 23 мая 2015 года в Москве проходила III Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения». Организаторами ее, как и первых двух, выступила АНО «Центр проблем аутизма».
На конференции ведущие специалисты из США, Великобритании, Италии, Индии, Саудовской Аравии Египта и России представили новейшие методики инклюзии и адаптации в обществе людей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Значительный интерес в конференции этого года вызвали практические мастер-классы, касающиеся как основных методов коррекции, так и форм дополнительного образования – музыкальной терапии и физической культуры.
Лекторы и спикеры выступали на безвозмездной основе, а треть участников конференции составляли родители детей, которых наиболее прямым образом касается тема конференции.
Центр проблем аутизма распространил сообщение о состоявшемся форуме. В нем, в частности, приводятся слова научного руководителя МИЦ «Иммункулус» Александра Полетаева о том, что динамика роста рождаемости детей с аутизмом крайне неутешительна: «В 70-х годах их процент составлял 0,1%. Сегодня эта цифра — 1,5%. И с каждым годом на тысячу детей приходится все больше подверженных РАС».
Большинство ученых, представивших доклады на конференции, сходятся во мнении, что генетический фактор увеличения количества детей с аутизмом переоценен, и значительный вклад в изменение статистики вносят факторы внешней среды. Данное мнение поддерживается даже ведущими генетиками, о чем в своих докладах сообщила Нагва Абдель Мегуд, профессор генетики человека и глава Отделения исследований детей с особыми потребностями в Национальном Исследовательском Центре в Египте. К таким факторам специалисты относят состояние здоровья родителей, экологические факторы, ятрогенные (ятрогения — изменение здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным действием или словом врача) причины, несовершенство системы вакцинации и связанные с ним риски, изменение характера питания человека и ухудшение качества пищи.
«Другой актуальной проблемой в нашей стране является подход к заболеванию у врачей: в России на расстройства аутистического спектра установилась монополия исключительно психиатрической медицины, тогда как данное нарушение нейроразвития сопряжено с целым комплексом нарушений и заболеваний непсихиатрического ряда, — говорится в сообщении. — О необходимости особого внимание к соматическим, сопутствующим аутизму, состояниям и актуальной потребности «возвращения» детей с аутизмом в область педиатрии говорила отечественный специалист Устинова Н.В., детский психиатр, заведующая лабораторией социальной педиатрии Научного центра здоровья детей».
Большое внимание на конференции было уделено самым современным методам обучения и образования детей с аутизмом. Различные инновации в области поведенческого анализа, инклюзивные технологии образования, нейробиологические основы естественного обучения, применение компьютерных программ и техники видеомоделирования в обучающей аутистов работе – эти и многие другие аспекты были представлены ведущими учеными и практиками мира. «Мы очень часто пытаемся отвернуться от проблемы, оставляя нуждающихся наедине с их недугом. Многие государства пытаются дистанцироваться, – рассказал исполнительный директор американского Института исследований аутизма доктор Стивен Эдельсон. – В США пошли по иному пути: мы начали активно заниматься адаптацией детей-аутистов с раннего возраста, и немало преуспели в этом».
По заверению американского профессора, многие аутисты очень способны. Если не воспринимать их как обычных недееспособных инвалидов, а ввести программы адаптации, государство только сэкономит. «Заниматься инклюзией аутистов экономически выгодно для бюджета страны», – заявил доктор Эдельсон.
В России дела обстоят несколько иначе. Поскольку аутизм относят к категории психических заболеваний, детям-аутистам часто ставят некорректные диагнозы из группы шизофрении или иных психозов – со всеми вытекающими последствиями, в том числе неоправданным и научно-необоснованным назначением психотропных препаратов и лечением в психиатрических стационарах. «Сегодня в России в обычной системной практике принято лишать диагноза человека после 18 лет (а порой – и с 14 лет) синдрома, просто заменяя аутизм несоответствующим психиатрическим заболеванием, – рассказывает учредитель и контент-директор конференции Екатерина Мень. – Несмотря на большую важность и актуальность, в России аутизму уделяется недостаточно внимания».