В фонде «Старость в радость» разъяснили, в каком случае человеку, получающему услуги долговременного ухода, могут изменить группу нуждаемости и уменьшить количество часов, на которые к нему придет помощник по уходу.
«Типизация бывает первичная (когда человека только принимают на социальное обслуживание), плановая (согласно приказу Минтруда – не реже раза в год) и внеплановая (потому что, если человек, например, упал и сломал шейку бедра, нелогично ждать год, чтобы изменить ему набор услуг). В обратную сторону история с внеплановой типизацией тоже действует: допустим, у человека был инсульт, но через 6-7 месяцев он улучшился, и он может нуждаться в других услугах или даже в меньшем их объеме, – пояснила «Милосердию» руководитель направления надомного ухода фонда «Старость в радость» Кира Белелюбская.
Основанием для внеплановой типизации может быть отчет социального работника, который сдается в конце каждого месяца, и в котором работник описывает, как в целом изменилась ситуация у его подопечного. В дальнейшем предполагается, что заведующие отделениями ухода сами будут выходить на дом к получателям услуг и контролировать действия рядовых сотрудников. (Сейчас такая форма контроля есть еще не везде).
Как сообщила Кира Белелюбская, после типизации получателю услуг долговременного ухода должны выдать документы с указанием того, сколько и каких услуг ему положено. Как правило, это заключение о признании человека нуждающимся в долговременном уходе (такая бумага пока есть не во всех регионах) с указанием группы нуждаемости и количества часов работы помощника по уходу, а также индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) и договор о социальном обслуживании (эти документы обязательны).
«Если количество часов ухода, положенных человеку, меняется, то должно произойти изменение условий договора. В этом случае с человеком подпишут дополнение к договору и выдадут новую индивидуальную программу, которую он тоже подписывает», – сказала Кира Белелюбская.
В будущем человек, не согласный с объемом услуг, который ему определили, сможет пожаловаться в местную конфликтую комиссию.
Очень важно, как отметили в фонде, не смешивать услуги по уходу с социальными услугами, предоставляемыми по закону об основах социального обслуживания.
«Помощник по уходу может, например, помочь подопечному помыться или поесть, если есть сам тот не в состоянии. А услуги по уборке или покупке продуктов – это социальные услуги. И в каждом регионе сейчас разный подход к тому, кто может получать социальную помощь и будет ли она платной или бесплатной, – пояснила директор фонда «Старость в радость» Елизавета Олескина. – Бывают ситуации, когда люди, начинают получать уход, но в какой-то момент решают, что хотят заменить услуги по уходу на обычные социальные услуги («Нет, кормить меня и гулять со мной теперь не надо, пусть помощница поможет мне повесить гардины»). Такие замены невозможны».
Ранее пенсионерка из Калуги Валентина Малькова жаловалась, что в местном центре социального обслуживания ей самовольно изменили набор услуг по уходу.